Капитан Персии. Как из сына армянских потомков стать капитаном сборной Ирана
Арарат Мамбреян – о Андранике Теймуряне, христианском капитане сборной Ирана.
Десять лет назад славный «Болтон» Сэма Эллардайса приехал на «Олд Траффорд», чтобы получить четыре пробоины и помочь «МЮ» оторваться от «Челси» в чемпионской гонке. Дубли нынешнего партнера Генриха Мхитаряна Уэйна Руни и Пак Джи-Сона помогли разгромить «Болтон» на «Олд Траффорд». Победа позволила «манкунианцам», по крайней мере, на время оторваться от «Челси» Моуриньо на 9 очков и сделать еще один шаг на пути к чемпионству. Атакующее трио «МЮ» в лице Криштиану Роналду, Райана Гиггза и Руни было в прекрасной форме и доставило «Болтону» массу хлопот, в то время как за всем этим со скамейки запасных целый тайм наблюдал мало кому известный Андраник Теймурян.
Только сомнительный пенальти на последних минутах испортил прекрасный счёт на табло: легендарный Гари Спид на последней минуте забил гол престижа, и его команда достойно проиграла. Тогда «Болтон» Сэма Эллардайся занял 7-е место в чемпионате Англии и вылетел в 1/8 финала Кубка УЕФА, что стало высшим достижением команды за 40 лет. После этих успехов Эллардайс покинул «Болтон» после восьми лет работы.
Когда матч закончился и из колонок стадиона полился гимн красных «Glory, glory Man United», игроки «Болтона» побрели к гостевой трибуне, куда набилось аж девять тысяч человек. Туда не спешил молодой Теймурян – он только что отыграл почти целый тайм на одном из легендарных стадионов мира против одного из грандов мирового футбола. О таком он не мечтал еще месяц назад. «Я ведь, возможно, первый и последний раз на «Олд Траффорд! Быть может, я больше никогда здесь не окажусь». Иранский полузащитник ждал, пока Пол Скоулз даст интервью местному телеканалу, и, подкараулив его, вежливо попросил футболку. «Спасибо, Пол! Это для брата, он всегда мечтал играть в Англии, ты его кумир». Пол улыбнулся и пошел в раздевалку, а Андраник накинул на себя красную футболку и побежал догонять партнеров, чтобы отблагодарить своих болельщиков.
Андраник — сын древних армянских переселенцев, чей род не по своей воле перебрался в Иран сотни лет назад. Стоить отметить, что семья Теймуряна не является эмигрантами, как может показаться. Род Теймурянов настолько прижился в Иране, что даже ирано-иракская война в восьмидесятых не вынудила их уехать из страны. К тому же, у семьи Теймурянов очень много родственников в Тегеране. Армян в Иране испокон веков было очень много, неудивительно, что одна из самых многочисленных армянских диаспор находится именно там. В Иране есть две армянские общины. Одна состоит из тех, кто живёт среди персов более 2 тысяч лет — в древние времена многие города северного Ирана были населены преимущественно армянами. Со временем численность армян сократилась, однако при Шахе Аббасе в 16-17 веках из Нахиджевана и Араратской долины в Персию были согнаны более 300 тысяч армян, чтобы эти земли с населением не достались Османам. Андраник Теймурян из этой самой старой общины, потомок тех, кого туда согнали в 16-17 века. Новые потоки армян уже появились во время геноцида, когда около 150 тысяч армян бежали из Западной Армении в Персию.
Андраник родился в многодетной и небогатой семье в расстоянии чуть больше тысячи километров от столицы исторической родины. Его назвали в честь культовой и легендарной личности в армянской истории, к тому же Андраник означает «первый». Научившись ходить, Андо пинал дома мяч со старшим братом, который тогда играл в местном «Эстеглале». Вместе с отцом и братом Теймуряны владели ковровыми магазинами в Тегеране, доставшимися по наследству. Брат Серж и он сам помогали отцу по возможности, но именно Андраник всегда находился рядом с отцом, он был молодой, но надежной опорой для своего отца, который пытался в те тяжелые времена прокормить семью.
По вечерам Теймурян-младший занимался в футбольном клубе армянской общины «Арарат», он шел по стопам старшего брата. Андраник рос, и отец понимал, что момент, когда сын уйдет из-под его крыла, близок. К тому же, местные тренеры говорили отцу, что младший сын намного талантливее старшего. Уже в 17 лет Андраника забрал к себе один из самых престижных клубов страны — «Эстеглял». Именно там и начали свой профессиональный путь два брата Теймуряна. Но, как и ожидалось, наиболее талантливым оказался Андраник. Старший брат в начале 2000-ых перешел в немецкий «Майнц», но, к сожалению, в 26 лет Серж Теймурян, игравший на позиции защитника, завершил свою карьеру, проведя лишь шесть матчей за немецкий клуб и не сумев оправиться после тяжелой травмы колена. Чтобы не дать брату психологически надломиться, Андраник попросил брата пройти ускоренные курсы агента и стать его личным агентом. В это время Андраник только начинал свою профессиональную карьеру. Поиграв четыре года на высшем уровне в чемпионате Ирана, Андраник сделал себе имя и стал одним из кандидатов в сборную Ирана, готовившуюся к поездке на Чемпионат мира в Германию. Опорный полузащитник выделялся неуступчивостью и цепкостью, а его дальние удары если попадали в створ, то заставляли вратарей врасплох.
В итоге Теймуряна тренер иранской сборной Бранко Иванович взял в свою команду, и он стал в ней важной фигурой. Андраник провел свой первый Кубок мира, его игра стала для многих открытием. То, как выкладывался Андо в каждом матче, не осталось незамеченным, и он был признан одним из лучших игроков национальной сборной, а на родине его встречали как национального героя. Бесславная игра сборной Ирана на чемпионате мира не помешала молодому полузащитнику привлечь к себе внимание. За Теймуряном выстроилась очередь из крепких команд Англии, Италии и Германии. Но лишь «Болтон» сумел опередить всех и сделать предложение, от которого не смог отказаться Теймурян.
Сначала в семье не верили в отъезд младшего сына в Англию. Андо был домашним мальчиком, который никогда не отрывался от семьи. Родители и старшая сестра Гаяне кормили, одевали, обували, обстирывали его, помогали с учебой с малых лет. Он никогда не уезжал так далеко от дома — только в соседний Мешхед, но и там были родственники. А тут — Англия. Поэтому провожали его всей улицей, в гостях у отца в тот день собралась многочисленная армянская диаспора и друзья семьи.
Взяв с собой многочисленные английские справочники, Андо оставил Иран ради команды, взявшей его в качестве свободного агента бесплатно. В первый лондонский вечер спел по командной традиции на стуле какую-то английскую песню, во второй – забил «Донкастеру» в Кубке Лиги, через месяц – в чемпионате.
В Англии он был недолго. Но зато те три года, которые он там провел, запомнятся ему на всю жизнь. И в старости он сможет рассказывать своим внукам увлекательные футбольные истории. Как бодался на английских газонах в центре поля с Клодом Макелеле и Хаби Алонсо. Как наблюдал за погоней «Челси» Моуриньо за «Манчестер Юнайтед» Фергюсона. Как Бенитес уступил четвертое место Венгеру. Как он забил гол в кубковой встрече, после чего к нему прибежал поздравлять Таль Бен-Хаим, с которым у него были натянутые отношения после обычного стыка на тренировке, переросшего в выяснение ирано-израильских отношений. Благодаря своей храброй игре Андраник за короткий срок стал любимчиком «Болтона». Фанатам уже доводилось восхищаться игрой этнического армянина – ранее за них уже выступал армянин Юрий Джоркаефф.
Андо часто оставался на поле после тренировок с греком Стелиосом Яннакопулосом. Он всегда делал это в Иране — привык, что лишние занятия не помешают, а греку было скучно одному дома. Английские игроки подшучивали над ними за чрезмерное старание, называли ботаниками, выпендривающимися перед тренером. Теймурян глазам не верил, когда его партнер, нападающий Анелька, разозленный критикой от Сэма Эллардайса, швырнул в последнего майкой. Андранику было не по себе, он был очень воспитан и вел себя скромно везде и всегда. После дополнительных тренировок он посещал церковь, после чего отправлялся домой с чувством выполненного долга. К тому времени Андо уже обзавелся квартирой – в районе исторического Ланкашира, к востоку от Манчестера. Туда еще не дотянулось метро, так что цена съема вышла терпимой. Снимать в двадцать четыре года квартиру одному в Англии, Теймурян чувствовал себя взрослым, самостоятельным, да просто крутым парнем, которым гордились в Тегеране.
Андраник очень хотел остаться на Туманном Альбионе, в скором времени к нему должна была переехать его семья. Но сменивший «большого Сэма» новый тренер — Гари Мегсон — не видел Теймуряна в своих тактических построениях. Иранские агенты сумели выйти на хозяина «Фулхэма» Мохамеда Аль-Файеда, тот немного подергал за нити — и Андраник перебрался в Лондон. Но тогда команда с «Крайвен Котедж» была уже полностью укомплектована. Тогдашний тренер горожан, Рой Ходжсон, больше доверял в центре поля опытному Дэнни Мерфи и Диксону Этуху. Кредит доверия у Ходжсона был настолько большим, что он оставлял на скамейке футболиста, который был приглашен хозяином клуба.
Аль-Файед плохо знал своих игроков, но Теймуряна он запомнил. Хозяин «Фулхэма» владел в Лондоне универмагом Harrods, одним из самых больших в мире, игроки могли прийти туда и закупиться с помощью своего личного консультанта. Как-то раз этой услугой воспользовались и Теймурян с молодым американцем Демпси. Гуляли, примеряли, покупали и вдруг увидели толпу охранников, а за ней – Аль-Файеда. К нему обратился консультант, сопровождавший Андраника и Клинта: «Мистер Аль-Файед, посмотрите, кто сегодня у нас здесь!» Тот уставился на Клинта и спросил: «О, ты болельщик «Фулхэма»?». Андраник усмехнулся, потом они перекинулись парой фраз.
Он был наслышан о нем, как о храбром футболисте, который не побоялся переехать в Англию. За это его очень уважали и в Иране. После важной победы над «Арсеналом» со счётом 1:0 Аль-Файед прислал каждому корзину с деликатесами (паштет из утиной печени, восточные сладости и все такое) из гастронома Harrods. Каждый матч с участием команды Теймуряна сопровождался большим ажиотажем в Иране. В Тегеране и в Мешхеде в теплые вечера во многих кафе собирались толпы людей, чтобы посмотреть игру своего любимчика. А после того, как Теймурян в поединке с «Уиганом» сделал дубль и был признан лучшим игроком матча, многие отмечали это событие как национальный праздник. В дом к Теймурянам целую неделю приходили гости со своими поздравлениями.
Сыграв лишь в том самом победном матче с «Арсеналом», Теймурян в составе лондонской команды больше не появился. Ходжсон был непоколебим. «Хочу уйти из «Фулхэма», поскольку меня не устраивает сложившаяся ситуация. Я попросил агента подыскать мне команду. Расстроен тем, что не играю. Могу уже к концу следующей недели перейти в новый клуб. Мной интересуются некоторые европейские и английские клубы, но сейчас я не могу их назвать. Ходжсон не доверят мне. Он не дает мне играть, хотя я отлично готов. Я попросил его дать мне шанс, но это не сработало». Через неделю Андраник ушел в аренду в Чемпионшип выступать за «Барнсли», отыграл 11 матчей и решил вернутся на родину — тоска по дому взяла свое.
Вернувшись в Иран, Теймурян ожидаемо выделялся своей игрой. Он привел свой родной «Эстеглал» к победе в кубке «Хазфи», считающемся почетный трофеем страны. Андо продолжал выступать за сборную Ирана, где стал одним из ее лидеров, он своими бойцовскими качествами вел сборную вперед. В 2010 году сборная Ирана в драматическом матче на своем стотысячном стадионе «Азади», за 10 минут до конца встречи ведя в счете, уступили Саудовской Аравии путевку на чемпионат мира в ЮАР. Андраника после того матча еще 20 минут не могли утащить с газона. Он плакал как младенец и, казалось, переживал больше всех из-за такого обидного поражения. После провала к работе с национальной сборной Ирана был привлечён опытный Карлуш Кейруш. Португалец сразу же нашел общий язык с Андраником Теймуряном. Лишь с ним португалец мог свободно, без переводчиков говорить на английском. К тому же, они ранее часто пересекались в Англии. Кейруш вывел сборную Ирана на чемпионат мира в Бразилию. Иранцы боготворили свою команду и отправились внушительной поддержкой следом за ними в Бразилию.
Португальский специалист сделал ставку на опытных бойцов в центре поля. Джавад Некунам и Андраник Теймурян были нерушимой иранской стеной, они были мотором той сборной и вели за собой партнеров. Но в Бразилии персов ждала неудача: в матче с нигерейцам иранцам чуть не повезло, с аргентинцами почти выстояли, если бы не великолепный гол в исполнении Лионеля Месси. Но даже с 1 очком в запасе иранцы в последнем туре сохраняли шансы на выход из группы — нужно было всего лишь обыграть боснийцев. Но немотивированные европейцы оказались сильнее и хлопнули дверью напоследок, не дав иранцам сотворить историческое событие.
Больше всех за этот результат переживал Теймурян. Он был убит горем, его партнеры долгое время не могли увести с газона. Он снова плакал, как и весь Иран. Для чуда не хватило совсем немного. После Чемпионата мира сборную покинул бессменный капитан Джавад Некунам. И впервые в истории иранского футбола капитаном национальной сборной стал христианин армянского происхождения. Андраник Теймурян был взволнован этим решением Карлуша Кейруша, но в Иране это решение встретили с огромной любовью и уважением, так как Теймурян всегда вызывал именно эти ассоциации у иранцев.
Однажды, перед отправлением сборной Ирана в Бразилию, вся команда была приглашена к мулле. Это был простой мусульманский обряд, где мулла благословляет команду в путь. Когда очередь дошла до Теймуряна, он подошел к Корану, улыбнулся и поцеловав ее перед муллой.
Андраник вспоминает:
– Это бесспорно самый приятный момент моей карьеры. Это потрясающий опыт. Этот мулла совершает обряды неподалеку от базы одного из моих бывших клубов, поэтому был рад с ним встретиться вновь. А так — никаких шуток. Знаете, я уважаю все священные писания. Коран тоже о боге, как и Библия. Я очень сильно уважаю ислам. Тем более, что тот ритуал я совершал не один, а вместе со всеми армянами страны. Это было невероятно.
Андраник, как и многие армяне из Ирана, очень верующий человек. Он каждый день ходит в армянскую церковь. На базе и на стадионе иранской сборной есть специальная комнатка, где Теймурян перед тренировками и матчами заходит и молится перед статуей Христа и Библией. «Крест всегда со мной, не зря же наши отцы вставали насмерть за свою веру». В истории Армении есть важный эпизод, где армянский народ, сражаясь за свою веру именно против персов, был вознагражден уважением со стороны врагов.
Совсем недавно Теймурян побывал на своей исторической родине. С недавних времен сборная Ирана проводит свои сборы именно на армянских тренировочных полях, где созданы прекрасные условия для тренировок. «Очень рад, что нахожусь в Армении. Мой первый визит произвел на меня неизгладимые впечатления. Я рад, что посетил Ереван. Это также моя столица. Правда, еще не успел многого увидеть, но хотел бы вернуться сюда снова».
Андраник всегда отзывается тепло о своих корнях. «У меня армянские корни, но иранский паспорт. Я горжусь этим и надеюсь, что создам хорошую репутацию армянам в Иране». Сегодня Андраник Теймурян продолжает выступать за сборную Ирана, он важная фигура в сборной Карлуша Кейруша.
Его карьера близиться к закату, недавно он провел сотый матч за сборную Ирана, уступая по этому показателю лишь таким легендам иранского футбола, как Али Даи, Джавад Некунам, Али Карими и Мехди Махдавикия. Он никогда не забивал слишком много, но его подкат против Месси на чемпионате мира будут еще долго показывать в детских и юношеских школах как пример отбора мяч у тех, кто намного талантливее тебя. Он сделал вираж в Катар, встретившись со своим кумиром на восточных полях, не так давно был признан лучшим иранским футболистом. Заработал на старость и в третий раз в своей карьере вернулся в свой родной «Эстеглал», где, судя по всему, доигрывает и надеется попасть на свой последний чемпионат мира в Россию. И верит, что будет плакать уже от радости.
Фото: Gettyimages.ru/Stu Forster, Mike Fox, Stuart Franklin/Bongarts, Clive Mason, Pavel Vork/Bongarts; volzy.com
Всем кто поставил плюсы и подписался, мы говорим шноракалюцун!
Армянский дьявол, или что значит для Генриха Мхитаряна переход в «Манчестер Юнайтед»
«Я горжусь тобой сын». Как забить «Реалу» и стать другом Рауля и Бекхэма
Герой, которого мало кто знает. Как сломать Мюллера и стать другом Бекенбауэра
Источник: