Комиксы, как феномен современной культуры проделали долгий и тернистый путь, но прижились не везде. Так, например, в России комиксы стали популярны лишь в 2010 году, когда Россия переживает, так называемый, бум комиксов, речь о котором пойдёт чуть позже. Формат комиксов плотно ассоциируется с массовой культурой США, где произошло, пожалуй, самое большое количество появлений популярных сейчас героев, а так же многие фундаментальные изменения, повлиявшие на развитие культуры комиксов в целом.
Тем не менее, начав анализировать данный феномен, можно сделать неожиданные выводы о широком распространении комиксов по всему миру. Данный формат литературно — художественного искусства можно обнаружить в разных странах и традициях, но мы с вами взглянем на наиболее ярких его представителей.
Выше я упомянул о том, что комиксы часто ассоциируют именно с американскими графическими новеллами. По большому счёту на то есть причина. В XX веке в США комиксы приобрели масштаб массового культурного характера, превратившись из обычных историй в газетах Херста и Пулитцера в полноценный вид искусства. В современные же американских комиксах можно выделить несколько отличительных черт.
Следует понимать, что комикс — это формат литературы, а не жанр. Как и любая литература, комиксы могут иметь фантастические, драматические, детективные, комедийные и другие сюжеты, а в некоторых можно встретить комбинацию из нескольких жанров. Таким образом графические новеллы США имеют вид на любой вкус, что значит многожанровы.
Концептуально комиксы из небольших развлекательно — юмористических историй обросли проработанными вселенными, а в сюжетах затрагиваются сложные темы, как, например, трансгуманизм («Трансметрополитен») или оправданность насилия в борьбе со злом («Бэтмен») и т.п.
Зачастую герои американских комиксов имеют проработанный характер, направленный на выражение конкретного типажа. Например, Супермен или Капитан Америка – типичные «Воины», в чертах Джокера можно увидеть Трикстера, а Чудо — Женщина выражает архетип девы-воительницы. Всё это предаёт героям американских комиксов архетипичность.
Том Хиддлстон в образе Локи на Comic — Con 2016
В настоящее время в США комиксы занимают важную часть жизни каждого заинтересованного в этом человека. Это не только обширная индустрия, представленная издательствами Marvel, DC Comics, Dark Horse Comics и другими, но и признанная часть национальный культуры. Герои и сюжеты красочных историй служат неисчерпаемым вдохновением для голливудских сценаристов и режиссеров. При этом комиксы в США пользуются популярностью не только у детей, но и взрослых. В Сан — Диего с 1970 года проходит международный фестиваль Comic — Con, посвященный комиксам и другим видам современной популярной культуры, собирающий миллионы поклонников со всего мира.
В Японии аналогом комиксов является манга (иногда называется комикку), получившая своё развитие во второй половине XX века и популярная по сей день. Японские графические истории развивались под влиянием западных и американских комиксов, однако своими корнями уходит глубоко в более раннее японское искусство укиё — э и суми — э.
Манга в Японии по популярности соседствует с такими видами искусства, как кино, аниме и лайт — новеллы. Так как манга уважаема и как форма изобразительного искусства, и как литературное явление, то её читают люди всех возрастов. Поэтому существует множество произведений самых разных жанров и на самые разнообразные темы: приключения, романтика, спорт, история, юмор, научная фантастика, ужасы, эротика, бизнес и другие. При этом цензура в Японии практически не распространяется на этот вид искусства, благодаря чему в специализированных магазинах можно легко приобрести даже весьма шокирующий гуро — комикс.
Вообще, в этой стране принято уважительно относится к труду, поэтому потребители в подавляющем большинстве случае покупают мангу в магазинах. К скачиванию в интернете прибегают только в крайних случаях, когда, например, нужно разыскать раритетный экземпляр. Именно по этой причине манга — важный предмет коллекционирования в Японии.
Стоит также упомянуть китайскую маньхуа и корейскую манхву. Которые не столь распространены по миру, как японская манга. С Японией их мало что связывает, но, например, слово «маньхуа» впервые появилось в Японии в начале XIX века и дословно означает «гротески» (странные или весёлые картинки). В языках этих стран все эти слова записываются одинаковыми иероглифами и обозначают комиксы вообще, поэтому следует уточнять про какой комикс идёт речь: манга, манхва или маньхуа.
Полки с книжками в японском магазине манги «Manga Shop»
Интересный факт: манга рисуется и печатается в чёрно — белых цветах по двум причинам: дешивизна печати и быстрота работы. Манга, в основном, выходит в толстых журналах по одной главе в неделю. Мангакам нужно успеть нарисовать ещё одну главу к выходу следующего номера журнала. Конечно, имеется и цветная манга, но чаще всего это по небольшому объёму журналы, называемые oneshot или один том.
В Старом Свете комиксы не снискали такой популярности, как в США и Японии, но тем не менее, и здесь имеются свои известные серии и крупные издательства. В Европе комиксы издаются в основном в виде графических романов — толстых книг с завершённым сюжетом в толстом переплёте, хотя имеются и традиционные журналы с мягкой обложкой. В отличие от американских, европейские истории в картинках так и остались преимущественно узконаправленным развлекательным жанром. Главным образом комикс — культура получила распространение во Франции и Бельгии. Одним из основных и самых известных графических романов являются издающиеся с 60-ых годов «Астерикс и Обеликс», по которым было снято несколько фильмов.
В Британии были изданы комиксы про Судью Дредда (дважды экранизированные) и менее известные в мире, но все равно популярные истории про «Tank-Girl». В Германии также имелся свой аналог комиксов – рисованные истории «пикколо» в формате небольших тонких тетрадей. Причем они получили распространение как в Федеративной Республике Германии, так и в Германской Демократической Республике. Поначалу это были перепечатки американских комиксов с коррекцией на национальную культуру и историю. В частности, большой популярностью пользовались истории про благородного рыцаря Зигурда или Акима – немецкого аналога Тарзана.
Ввиду культурных особенностей в европейских комиксах образ супегрероя и суперзлодея не получил широкого распространения. Общий пафос поведения персонажей тоже заметно снижен, и часто применяется нарочито их карикатурное изображение для выражения комичности повествования. Некоторым особняком в европейской культуре комиксов стоят итальянские рисованные истории, которые называются «фаметти». Преимущественно они рассчитаны на взрослую аудиторию, так как сюжет большинства таких графических новелл весьма специфичен и содержит откровенные сцены насилия и секса. Часто фаметти-комиксы в нарочито гротескной и пародийной форме переигрывают сюжеты привычных американских комиксов про супергероев.
Как уже упоминалось в самом начале статьи, в России комиксы обрели популярность лишь в 2010. До этого к ним относились с определённым предубеждением, особенно представители старшего поколения. Поэтому можно поделить комикс — культуру России на две части: до 2010 года и после. Так как к графическим новеллам в нашей стране взрослые относились с некоторым непониманием, то в подавляющем большинстве случае российские графические новеллы – это детский развлекательный жанр. Всем с детства известны истории в журналах «Веселые картинки», «Мурзилка», «Трамвай» и т. д. Малоизвестно, но еще на заре становления СССР формат комикса достаточно широко применялся новыми властями для продвижения социалистических идей среди малообразованного населения.
Персонажи журнала «Весёлые картинки»
В целом для советских комиксов был характерен чёткий воспитательный и образовательный посыл. Стоит упомнять о таком российском комиксе, как «Фортран», в развлекательной форме посвящающего юных читателей в основы работы компьютерной техники. В журнале «Трамвай» герои комиксов инспектор Бертрам Вайс и его пес Компостер знакомили подростков с миром сложных взрослых вещей и понятий. Отдельно стоит упомянуть издательство «Муха», выпустившего свои первые комиксы еще в 1988 году. Яркие, красочные иллюстрации и увлекательные сюжеты, проработанные на уровне американских графических историй, пользовались большой популярностью, но, опять же, преимущественно среди молодежи и небольшой категории взрослых энтузиастов.
Во втором десятилетии XXI века российская комикс — культура начала испытывать определённый подъём, хотя толчок в этом направлении дал 2009 — ый год. Издательство «Амфора» выпустило графический роман «Хранители», приурочив его к выходу одноимённого фильма. Несмотря на немалую цену, тираж был раскуплен за несколько месяцев. Был напечатан дополнительный тираж, и он продался так же быстро. Успех этого издания позволил издателям поверить в то, что в России сформировалась платёжеспособная аудитория комиксов. Появились собственные специализированные издательства, например, «BUBBLE«, выпускающие 4 линейки графических историй.
Персонажи российских комиксов издательства Bubble
Также в 2010 году начинает работу первый в стране магазин комиксов «Чук и Гик«, открытый в Москве. В 2014 в Москве проходит первый Comic — Con Russia. В целом, стоит признать постепенное распространение и совершенствование комиксов отечественного производства, а также рост их популярности и признания не только среди подростков, но и старших поколений.
Комиксы в разных странах обладают своей спецификой, определяемой сложившимися культурными традициями. Тысячи молодых и взрослых людей в Азии, Америке, Европе создают и развивают мощную субкультуру, основанную на комиксах и посвящённую им, тем самым продвигая её среди остального населения.
Источник: