«В отличие от Сталина, он любил футбол». Лаврентий Берия и «Динамо»
Роман Мун изучил самый спорный момент в истории московского клуба.
Лаврентий Берия – одна из самых жутких фигур в истории СССР, бывший глава НКВД, один из ответственных за ужасы сталинских репрессий, куратор атомного проекта СССР. Арестован и расстрелян в 1953-м, вскоре после смерти Сталина.
На официальном сайте московского «Динамо» Берия не упоминается. Тем не менее многие считают, что Берия был болельщиком клуба, традиционно ассоциирующегося с силовиками. Некоторые динамовские фанаты в разное время посвящали Берии баннеры и кричалки. Берия – герой одного из самых остроумных баннерных батлов в истории российского футбола. В 2007 году зенитовский вираж так приветствовал гостей из Москвы:
При следующей встрече фанаты «Динамо» напомнили, в каком городе родилась Ксения Собчак – в тот момент суперзвезда программы «Дом-2»:
Существует легенда, что именно Берия отправил в ГУЛАГ Николая Старостина. Еще сегодня говорят о «проклятии Берии», суть которого том, что беды «Динамо» – это расплата за преступления бывшего главы НКВД.
Sports.ru узнал, что клуб, болельщики и независимый историк футбола думают о роли Берии в «Динамо».
Какая официальная позиция клуба?
Юрий Кошель, историк «Динамо»
– Все это абсолютнейшая неправда. В интернете гуляет все, что хочешь, не каждому тормоза подвластны. Это выдумка эпохи перестройки, когда все стало можно. Никогда Берия этим не занимался. Эпоха 30-х и послевоенных 40-х была такой, что Лаврентий Павлович, нарком внутренних дел, каждый день ходил по лезвию ножа. Ему было не до футбола. День прожил – уже хорошо. Товарищ Сталин, перед кем непосредственно отвечал Лаврентий Павлович, совершенно не интересовался ни футболом, ни физкультурой, ни спортом. Поэтому и Берия не мог уделять этому внимания, да и не хотел. У него было дел выше крыши. Поэтому если где-то в интернете вы найдете какие-то выдумки о том, что Берия чуть ли не сам играл в футбол, это придумка того, чего не было и быть не могло.
Московское «Динамо» было ведомственной командой, как и общество. Всегда, в 30-е, 40-е, 50-е, председателем Центрального совета был генерал. Но это была почетная должность. Он не занимался оперативной работой. Этот генерал присутствовал один раз или два на каких-то почетных заседаниях. Когда заканчивался сезон, он приходил, поздравлял команду и благословлял ее на следующие подвиги. Вот и все участие. Чтобы нарком приходил, такого сроду не было. А уж о Берии и говорить нечего. Это не мое мнение, это убеждение, основанное на многочисленных разговорах с ветеранами «Динамо» и просто как любителя истории отечественного спорта, которой я занимаюсь всю жизнь.
Какая позиция болельщиков?
Александр Шпрыгин, бывший лидер фан-движения «Динамо»
– Я не могу сказать, какая у футбольного клуба «Динамо» и у спортобщества позиция относительно своей истории. У спортобщества, наверное, предельно краткая история создания: там Дзержинский и все председатели того времени. Упоминается ли там Лаврентий Павлович, неизвестно. Но это абсолютно открытый и достоверный исторический факт: Берия переживал за «Динамо» и сильно его поддерживал.
Динамовские болельщики пытаются на тему Берии креативить, использовать его изображение. Это как болельщики «Спартака» обыгрывают образ гладиатора и канонизируют образ Старостина. У «Динамо» болельщики году в 2009-м вывесили портрет Берии с надписью «Он все видит». Своеобразный ответ спартаковским, потому что Берия тоже из тех лет, второе лицо страны был, один из самых влиятельных болельщиков спортобщества «Динамо».
Есть люди, которые в минуты огорчения от их любимого клуба, говорят: «Мы с 1976 года не были чемпионами страны. Сейчас вообще вылетели. Это своеобразное проклятие, наложенное на «Динамо» за все кровавые дела Лаврентия Павловича». Братьев Старостиных он, грубо говоря, засадил, столько душ измученных на его совести. Говорят, что «Динамо» как спортобщество Берии несет некое проклятие Лаврентия Павловича. Я сам не сторонник такой версии. Хотя, конечно, то, что с клубом происходит, никого не может радовать.
Еще в 80-е у фанатов «Динамо» была кричалка:
Сегодня праздник у ребят, ликует пионерия.
Сегодня в гости к нам пришел
Лаврентий Палыч Берия.
Сталин – Берия – ком-со-мол!
Что говорит независимый эксперт?
Аксель Вартанян, историк российского футбола
– Берия возглавлял министерство внутренних дел. Оно опекало общество «Динамо». Это общество непосредственно касается этого министерства. Спортсмены числились на работе в этих органах. Им давали звания, им там платили зарплату. Это было вполне официально. Так же, как ЦСКА числились офицерами, получали звания за какие-то заслуги, а торпедовцев опекал завод имени Лихачева.
В отличие от Сталина, Берия любил футбол. Сталин футболом не интересовался, только один раз вмешался, когда наши проиграли югославам на Олимпиаде-1952. Тогда разогнали ЦДСА (позже ЦСКА – прим.), ни в чем не повинную команду. В сборной из ЦДСА было четыре человека. Но Берия тогда сказал, что они опозорили флаг, армию нашей страны. ЦДСА и «Динамо» тогда были конкурентами. Он таким образом хотел избавиться от конкурента на футбольном поле. Это не документально, это слухи, но вполне такое могло быть. Потому что Сталин принял такое решение, а он разбираться не мог, кто там играл, кто не играл. Ему кто-то нашептал, что проиграла сборная, но в основе была команда ЦДСА. Сталин распустил команду, которая была 5-кратным чемпионом Советского Союза. Он ее просто разогнал. Тут, скорее всего, козни Берии. Но доказательств прямых этому нет, они следов не оставляли.
Я не думаю, что история про Берию и Старостина в лагерях – правда. Он это мог сделать намного раньше, повод для этого был. Старостина арестовали по другим причинам. Там было девять человек, их обвиняли в том, что отмазывали от армии и спекулировали продуктами во время войны. По крайней мере, так в официальных протоколах. Прямых доказательств, что это был Берия, нет. Он их и так спокойно мог их засадить. При этом сам Старостин в мемуарах пишет, что его посадили за какие-то антисоветские высказывания. Хотя это тоже было.
При всем могуществе Берии, московское «Динамо» редко становилось чемпионом. С 1945-го по 1952-й, когда Сталин разогнал ЦДКА, те в основном и становились чемпионами. Поэтому не сказать, что Берия помогал. Это была очень сильная команда, но, судя по результатам, ЦДКА их постоянно бил. Криминала никакого нет. До Берии были Ягода, Ежов и другие, они также опекали эту команду.
Но Берия ходил на матчи, в том числе в Москве. Это не значит, что он ходил на каждую игру – когда была возможность. Футболисты тбилисского «Динамо» рассказывали мне, что когда Берия, был в Тбилиси секретарем ЦК Грузии, то ходил на игры намного чаще.
Что рассказывают о нем люди, которые жили в те времена?
Наталья Петухова, вдова Анатолия Акимова (вратаря «Спартака», «Динамо» и «Торпедо»), в интервью «Спорт-Экспрессу»
– Был эпизод. Гуляли с Толей по Малой Никитской. Внезапно рядом притормозила машина. Дверь приоткрылась, и мы увидели знакомое лицо в пенсне.
— Берия?
– Он. «Я очень недоволен вами», – услышали мы. Я ничего не успела понять, а Толя мгновенно сориентировался: «Лаврентий Павлович, вы ошиблись. Я Акимов, а не Якушин».
— Якушин-то при чем?
– Они с Толей фантастически похожи. Михей в том сезоне тренировал «Динамо», которое накануне нелепо кому-то продуло. Вот Берия и рассердился.
— Как отреагировал на слова Акимова?
– Кажется, смутился. Ничего не сказал, хлопнул дверью и уехал.
Михаил Якушин, бывший игрок московского «Динамо» и тренер сборной СССР, в интервью «Спорт-Экспрессу»
– В футбол Берия сам никогда не играл, но игру эту любил. Помню, как-то собрал он команду перед матчем со «Спартаком». Спрашивает у меня: «А «Спартак» – это что за команда? Кустари, что ли, какие?» Объяснил ему, что к чему. «Пожалуйста, надо обыграть их, пожалуйста. Я сам приеду на игру посмотреть». Мы как раз тогда хорошо сыграли и выиграли – 5:1. Берия остался очень доволен.
Николай Старостин, книга «Футбол сквозь годы»
О Берии на играх «Динамо»
– Берия же стал посещать практически каждый матч с участием динамовских команд. Сам по себе этот факт никого не удивлял. Мы знали, что в юности он играл за одну из грузинских команд и, естественно, сохранил интерес к футболу. Мало-помалу к его визитам привыкли. Более того, радовались, что в высшем руководстве страны есть полномочный представитель спортсменов, свой брат-футболист. Не могли же мы предположить, что бывший левый хавбек будет столь болезненно реагировать на наши успехи.
О том, что Берии сам играл в футбол
– В начале 20-х годов наша команда выступала в Тбилиси. В рядах наших противников играл грузный, не очень техничный, грубоватый левый полузащитник. Это был Берия. Как правый крайний нападения, я постоянно сталкивался с ним в единоборствах. Правда, при моей тогдашней скорости не составляло большого труда его обыграть, и во втором тайме я действительно убежал от него и забил гол.
Почему у Берия остался в памяти тот матч? Может быть, потому, что я стал потом известным футболистом и он считал для себя лестным, что играл против меня? А может, потому, что это был тот редкий случай в его жизни, когда он, как все, подчинялся правилам. Потом многие годы играл только в одни — чужие ворота. Не знаю, но даже если бы я помнил тот матч, при всем желании не смог бы узнать в этом ожиревшем человеке в пенсне своего опекуна. Берия, словно прочитав мои мысли, глядя на меня в упор, сказал:
— Видите, Николай, какая любопытная штука жизнь. Вы еще в форме, а я больше не гожусь для спортивных подвигов.
Мне стало не по себе от его по-звериному холодного взгляда…
О том, что Берия считал его и «Спартак» врагами
– Чья-то злая воля будто специально продолжала держать «Спартак» в фокусе внимания Берия. Через месяц мы опять сталкиваемся с «Динамо» Тбилиси, на этот раз в календарном матче на первенство страны. Ноябрь. Отвратительная погода, мокрый снег. Бедные южане выходят на поле, стуча зубами от холода, и почти без сопротивления пропускают три гола, открывая нам «зеленую улицу» к золотым медалям. «Спартак» выигрывает чемпионат. Второй дубль подряд!
Думаю, что и раньше Берия не испытывал к «Спартаку» особых симпатий. Но уверен, именно в 1939 году он отнес меня к разряду если и не личных врагов — больно уж велика была разница в положении на государственной иерархической лестнице, — то наверняка к разряду людей, ему явно неугодных.
Александр Вайнштейн, литературный редактор книги Николая Старостина, в интервью «Спорт-Экспрессу»
— Выдумал Николай Петрович вопиющий эпизод – якобы Берия играл за тбилисское «Динамо».
– Вот как объяснить? Мне он рассказывал, что встречался с Берией на Патриарших прудах, зимой там проводились хоккейные матчи на первенство города. Берия жил в особняке неподалеку, приходил со свитой. А в 20-е годы играл против него в Тифлисе… Это легенды. Но весь советский футбол – мифология! Начиная с гениального Синявского – никто же не видел то, о чем он рассказывал.
Фото: РИА Новости; B.W.D; photo.qip.ru
Источник: