Китайцы захватывают спорт. Куда они уже пришли?
Роман Мун – о том, куда они уже проникли.
Футбол
Сейчас главный спорт для китайских миллиардеров – это футбол. Если вы хоть иногда заходите на Sports.ru, то в курсе, что китайцы за последний год предложили безумные зарплаты примерно всем известным футболистам мира.
На всякий случай 5 самых важных китайских трансферных историй:
1. Халк уехал в «Шанхай Теллэйс», а Витцель отказал «Ювентусу» ради «Тяньцзинь Цюаньцзянь».
2. Карлос Тевес стал самым высокооплачиваемым игроком мира, «Шанхай Шеньхуа» платит ему около 40 миллионов евро в год.
3. Диего Коста психанул, узнав, что китайцы предложили ему зарплату 30 млн фунтов в год. Он поругался с главным тренером «Челси» Антонио Конте и три дня пропускал тренировки.
4. Оскар стал одноклубником Халка, «Челси» получил 52 миллиона фунтов за игрока, который не проходил в основу.
5. В Китай звали Федора Смолова, но тот отказался. С тех пор, как Смолов в этом признался, все шутки Артема Дзюбы посвящены тому, как его зовут в Китай.
Но покупкой футболистов дело не ограничивается, китайцы скупают и клубы.
Италия
Футбол в Милане теперь полностью принадлежит Китаю. Прошлым летом китайский гигант розничной торговли Suning Holdings Group купила 68,5% акций «Интера» (в том числе всю долю Массимо Моратти). Компания объявила, что хочет сделать «Интер» сильнее – и «еще более интернациональным». Летом миланцы накупили футболистов на 150 млн евро, провалили старт сезона, уволили тренера де Бура и сейчас выдают 9-матчевую победную серию – до зоны Лиги чемпионов их отделяет всего три очка.
Сделка по продаже «Милана» – итальянский аналог стройки «Крестовского». Еще в августе было объявлено, что 99% акций клуба получат китайцы Sino Europe Sports Group. С тех пор дата завершения сделки переносилась дважды (что принесло Сильвио Берлускони дополнительные 200 млн евро), а еще проходила информация, что покупатели подсунул итальянцам фальшивые документы. Новая дата продажи «Милана» – 3 марта 2017 года.
Англия
Китайцам принадлежит клуб АПЛ «Вест Бромвич Альбион», который в сентябре был выкуплен группой инвесторов во главе с Гуочаном Лаи (состояние – около 2,8 млрд долларов). Второй «китайской» командой АПЛ может стать «Саутгемптон». Его контрольный пакет хочет компания Lander Sports Development, занимающаяся строительством стадионов в Китае. По последней информации, владельцы клуба отклонили предложение в 180 млн фунтов и просят 270 млн.
Китайские боссы теперь сразу у трех клубов чемпионшипа. «Астон Виллу» за 76 млн фунтов купил Тони Ся, бизнесмен, отучившийся в Гарварде и Оксфорде. Придя в «Виллу», Ся в интервью отругал шейхов из «Ман Сити», назвав тактику вкачивания денег на топ-транферы нездоровой моделью развития. Летом «Аcтон Вилла» потратила больше 60 млн евро на трансферы, но идет в чемпионшипе лишь 13-й. Кстати, Ся обвиняли в подделке его университетских достижений, а его компанию Recon Group – в мошенничестве.
«Вулверхэмптон» прошлым летом за 45 млн фунтов купила инвестиционная компания Fosun International. Китайцы обязались вложить в клуб 30 млн фунтов в ближайшие два года. К этой покупке тоже были вопросы: одной из дочек Fosun принадлежит 20% компании Жорже Мендеша Gestifute. Этим же летом в «Вулверхэмптон» из «Монако» за 7 млн фунтов перешел клиент Мендеша Иван Кавалейру, став самым дорогим игроком в истории англичан. Всего в команду пришло 14 футболистов.
Осенью китайская компания Trillion Trophy Asia купила контрольный пакет «Бирмингема». Предыдущий владелец клуба, гонконгский бизнесмен Карсон Ен, сейчас в тюрьме за отмывание денег.
Китайской China Media Capital Holdings принадлежат 13% компании City Football Group, управляющей «Манчестер Сити» (а также командой МЛС «Нью-Йорк»).
Испания
20% акций «Атлетико» прошлой зимой купила девелоперская компания Wanda Group. Ее владелец – Ван Цзяньлинь, богатейший человек Китая (состояние – 33 млрд долларов). Сумма сделки составила около 45 млн евро (могло бы быть больше, если бы не огромные долги мадридцев). Цзяньлинь не планирует тратить деньги на лучших игроков мира, его здесь интересуют новые связи и возможность привозить китайских футболистов в академию «Атлетико». У Цзяньлиня в целом огромные планы на спорт: он купил за 1,2 млрд долларов крупнейшее маркетинговое агентство Infront Sports & Media. У Infront контракты с 180 владельцами медиаправ в 25 видах спорта и сотни спонсорских сделок. Еще 650 миллионов он заплатил за организатора триатлона под брендом Ironman.
Ван Цзяньлинь планирует создавать новые турниры (вплоть до новой Лиги чемпионов) и говорит, что видит в Китае огромные возможности для роста спортивной индустрии.
«Нас интересуют только деньги». Ван Цзяньлинь меняет спорт
Контрольный пакет «Эспаньола» примерно в то же время выкупила компания-производитель игрушечных машин Rastar Group (сумма – около 13 млн евро). Новые владельцы пообещали вытащить «Эспаньол» в Лигу чемпионов и научить команду с большими долгами зарабатывать.
Контрольный пакет «Гранады» принадлежит китайскому бизнесмену Цзяню Лижангу.
Остальной мир
Откуда у «Лиона» взялись деньги на Мемфиса Депая? Помогла китайская IDG Capital Partners, купившая 20% акций клуба примерно за 100 млн евро. «Лион» тратит деньги на трансферы и обслуживание долгов, IDG получит возможность использовать бренд «Лиона» в Азии и места в совете директоров. Китайцы помогают платить не только Депаю, но и Балотелли c Данте. 80% «Ниццы» с лета принадлежат китайско-американской инвестиционной группе, команда идет в зоне Лиги чемпионов, опережая «ПСЖ». Еще китайцам принадлежит клуб лиги 2 «Сошо», который был выкуплен у «Пежо», и контрольный пакет акций «Осера», зависшего в лиге 2.
Самая печальная история – у голландского «Ден Хаага». Зимой 2015 года пекинский бизнесмен Ван Хуэй (его компания организовывала недавно Суперкубок Италии в Пекине) купил клуб примерно за 6 млн евро. Инвестор обещал, что вытащит клуб в Европу, вместо это «Ден Хааг» чуть не оказался под внешним управлением из-за того, что Ван Хуэй сорвал сроки по выплатам (но в итоге заплатил).
Китайцам принадлежат 60% пражской «Славии» и статус титульного спонсора второй лиги Португалии.
Наконец, они добрались даже до украинского футбола – клуб «Сумы» из второй лиги Украины перешел под контроль инвестиционной компании Smart-Mentors. Китайцы будут управлять клубом до конца сезона, после чего решат, будут ли они участвовать в финансировании команды или купят ее целиком.
«Стоимость китайцев может раздуться, как мыльный пузырь». Почему лимит в Китае – плохой
Китай собирается стать суперсилой и выиграть чемпионат мира
«За китайцев предлагали 40 млн евро». Кто и зачем заваливает футбол деньгами?
Баскетбол
Пусть вас не отвлекают миллионы на бразильских звезд и английские клубы – самым популярным спортом в Китае остается баскетбол. У Кобе Брайанта в Китае гораздо больше фанатов, чем у Месси или Криштиану Роналду.
Китай – главный зарубежный рынок для НБА. Команды постоянно ездят туда в туры, а в октябре лига объявила, что в Китае появятся тренировочные лагеря НБА. Что еще важнее: комиссар лиги Адам Сильвер часто говорит, что время проведения некоторых матчей нужно сдвигать ради китайской телеаудитории. Сейчас игры идут слишком поздно, если проводить хотя бы один матч в неделю рано утром, то в Китае он будет попадать в прайм-тайм.
Повторить успех Яо Мина пока никто не смог, прямо сейчас в НБА нет ни одного китайского баскетболиста. Зато прошлым летом появился первый миноритарный акционер. Цзянь Лижанг, владелец контрольного пакета «Гранады», прорвался и в баскетбол, выкупив 5% «Миннесоты».
Хоккей
Здесь явно стоит напомнить про «Куньлунь», но вообще у китайцев есть виды и на НХЛ. Еще в начале 2016-го китайский производителей металлической тары O.R.G. стал спонсором команды «Бостон Брюинз». Кроме того, в июне 2015-го Андонг Сонг стал первым китайцем, выбранным на драфте НХЛ. Правда, ни одного матча за «Айлендерс» он пока не сыграл.
Вообще у китайцев есть виды и на НФЛ с МЛБ, но проникать на североамериканский рынок им будет сложнее: в Европе гораздо больше владельцев мечтает поскорее избавиться от убыточного актива.
ММА
Хабиб Нурмагомедов, Конор Макгрегор, Дэйна Уайт и другие звезды UFC вполне могли стать клиентами китайской компании, участвовавшей в торгах. За несколько недель до анонса сделки с WME/IMG, ESPN сообщила, что лучшая позиция в переговорах у Dalian Wanda Ван Цзяньлинь. В торгах также участвовала China Media Capital.
Важные международные турниры
В Пекине пройдет Олимпиада-2022. Alibaba, компания одного из самых богатых людей Китая Джека Ма, заключила контракт примерно на 600 млн долларов, по которому будет спонсором шести следующих Игр.
Сообщается, что Alibaba хочет стать еще и спонсором чемпионата мира по футболу. Который, кстати, еще никогда не проходил в Китае.
Зачем им СТОЛЬКО ВСЕГО?
1. На международный рынок идут в первую очередь технологичные китайские компании, которые расширяют географию. Спонсорство для них – это прежде всего имиджевая история.
2. Дорогие покупки зарубежных звезд могут оправдать себя финансово. Рейтинги китайских матчей растут, нынешний телеконтракт лиги (2016-2020) – на сумму 1,25 млрд долларов (хотя его оценивают как переплату). Большие деньги может принести организация новых турниров, китайский спортивный рынок оценивается как очень перспективный.
3. Покупки акций иностранных клубов – возможность отправлять молодых китайских игроков в лучшие академии Европы. Китай ведь не только очень хочет провести чемпионат мира по футболу. Он еще и надеется когда-нибудь его выиграть.
Китай скупает всех. Зачем они столько тратят?
В Китае все рады таким тратам?
Конкретно покупкам иностранных футболистов – точно нет. Еще в конце прошлого года китайские чиновники объявили, что с безумными тратами на легионеров надо что-то делать, иначе это может помешать росту молодых китайских футболистов (не забывайте, Китай хочет выиграть ЧМ).
В итоге в Китае изобрели свой лимит, который сейчас никак не мешает покупать халков и витцелей, а бьет в первую очередь по недорогим азиатским легионерам вроде Одила Ахмедова. Тем не менее в будущем китайские чиновники обещают ограничить трансферные суммы и установить потолок зарплат.
Фото: Gettyimages.ru/Lintao Zhang; REUTERS/Aly Song/File Photo; globallookpress.com/imago/BPI, Wang Lili/Xinhua; Gettyimages.ru/Sean M. Haffe, Lintao Zhang
Источник: