Генсек ФИБА-Европа: «Мы никогда не собирались дисквалифицировать сборные за участие клубов в Еврокубке»

Генсек ФИБА-Европа: «Мы никогда не собирались дисквалифицировать сборные за участие клубов в Еврокубке»

Камил Новак – о войне с Евролигой и новом формате международных турниров.

«Окна» для сборных, новый формат

— Зачем вы приехали в Россию?

– В ноябре 2017-го стартуют квалификационные турниры чемпионата мира. Это будет новая система со многими новыми аспектами. И мы ездим ко всем федерациям – не только к РФБ, но к более 40 федерациям – у которых есть реальный шанс пройти в квалификацию.

Во-первых, теперь в баскетболе появится система «окон» для матчей сборной. Это не что-то оригинальное – такое существует во всех других видах спорта. Например, в гандболе главные турниры проводятся как раз по ходу сезона.

Во-вторых, теперь все – олимпийские чемпионы, чемпионы мира, чемпионы Европы – все, кроме хозяев, должны будут играть в квалификационных турнирах.

— А вы понимаете, что система «окон» для матчей сборных сильно критикуется и в футболе и в хоккее? Получается, что ФИБА действует во вред баскетболу.

– Я не понимаю, почему вы делаете такие выводы. Я вижу, что у УЕФА есть «окна» даже для товарищеских матчей сборных. Я вижу, что звезды сборных, как, например, Месси и Криштиану Роналду, приезжают даже на товарищеские матчи.

Я согласен с тем, что клубам это не нравится. Это нормально. Но при этом все принимают такое положение и поддерживают его. Все понимают, что национальные сборные – это важная часть развития спорта. Вы вот ссылаетесь на пример футбола. Могу сказать, что ценность игрока радикально вырастает не только из-за его игры на клубном уровне, но главным образом из-за его игры за сборную, даже на стадии квалификации. А что касается посещаемости, то на клубном уровне цифры тоже не особенно привлекательные.

Я бы вообще говорил больше не о примере футбола, там все работает иначе, а о волейболе. Посмотрите на мировую лигу – насколько она успешна! В том числе и в смысле привлечения аудитории на трибуны. Я разговаривал с представителями федерации европейского волейбола, и они мне рассказали, что пришли к этому решению довольно спонтанно: они не знали, что делать, и вот придумали такую идею. И она зашла. Сборные встречаются друг с другом по ходу сезона. Клубы опять же недовольны. Я это понимаю: я работал в клубной системе 20 лет, я понимаю, что это – когда у вас нет важных игроков, не понятно, что же делать остальным. Это все, конечно, проблемы, но мы обсуждаем международные соревнования – а это больше связано с гордостью за страну… Надеюсь, что вы ошибаетесь. На чемпионате Европы в 2015-м можно было видеть привлекательность международного баскетбола: у нас было 280 тысяч в 2013-м, и лишь за два года посещаемость выросла до 730 тысяч в 2015-м. Я запомню эти цифры на всю жизнь.

Интерес к международным соревнованиям есть. Проблема в другом. В том, что такие игроки, как Кириленко, Паркер и другие, в течение многих лет не выступали за свои сборные, не играли перед своими трибунами в официальных матчах. Я общался на эту тему с Паркером – он мне рассказал, что последний раз выступал перед домашними трибунами в 2001-м, и с тех пор Франция всегда автоматически выходила на крупные турниры. Так что он смог это повторить лишь в 2015-м. Проблема в том, что дети во Франции не имели возможности посмотреть игру Тони Паркера вживую. И это стыдно.

— Игроки НБА и Евролиги точно не будут выступать во время этих «окон». Так что никакого условного Тони Паркера точно не будет.

– Одно уточнение. Они не смогут участвовать в матчах двух «окон», а всего таких «окон» будет четыре в течение года.

Смотрите, НБА – это бизнес стоимостью 8,4 миллиарда долларов. Это коммерческая организация, и они делают свое дело хорошо. Но мы говорим о европейском баскетболе. Доход Евролиги – порядка 25-30 миллионов долларов. И вот сравните 8,4 миллиарда и 30 миллионов.

Цель нашего проекта – поднять ценность баскетбола здесь, чтобы зарабатывать больше денег. И, конечно, нам нужен не только сильный турнир сборных, но и сильный клубный турнир. Так что я буду очень рад, если Евролиге удастся приблизиться к НБА. Это было бы здорово и для клубов, и для национальных команд.

Каждое «окно» длится 8 дней. Игрок приезжает в понедельник, а в следующий вторник уже возвращается в клуб. И это происходит два раза за сезон, он пропускает один уикенд.

— То есть вам не кажется странной сама система, при которой в половине матчей сборных точно будут отсутствовать главные звезды?

– Так всегда будут ситуации, когда звездные игроки не будут выступать за свои сборные. По самым разным причинам. Игрок после 30 захочет отдохнуть летом – не потому, что ему не нравится команда или тренер, а потому, что у него просто нет сил. Даже сейчас случаются ситуации, когда игроки не приезжают на крупные турниры. Это просто реальность.

Я понимаю, что есть страны, у которых больше 10 представителей в НБА. И они больше остальных пострадают от такой системы. Я все это признаю. Но, с другой стороны, вы действительно считаете, что Испания, Франция или Хорватия не смогут пройти квалификацию? У этих стран столько хороших игроков, что молодые игроки могут стать лидерами и заменить отсутствующих. У команд может возникнуть целая дилемма: вот мы прошли квалификацию без звезд, что теперь делать – играть дальше так или ждать звезд НБА? Но опять же это окажет позитивное влияние на европейский баскетбол.

— Раньше Европа проводила два Евробаскета во время одного олимпийского цикла. Теперь у нее останется один. Объясните мне, пожалуйста, каким образом это окажет позитивное влияние на европейский баскетбол.

– Это показывает, насколько мы верим в новый формат. Евробаскет – это важный источник дохода для ФИБА-Европа. Сейчас мы создаем лучшие условия для национальных федераций, чтобы они могли больше зарабатывать. Естественно, нам приходится чем-то жертвовать. Да, будет лишь один Евробаскет, но зато Европа получит целых 12 мест на чемпионате мира. Есть понятная квалификационная система для попадания на Евробаскет, понятная квалификационная система для попадания на чемпионат мира и затем на олимпийские игры. Европа может получить и больше мест на Олимпийском турнире. Для большинства федераций чемпионат мира – это недостижимая цель, они на нее даже не замахиваются. Они просто хотят играть на Евробаскете. А теперь страны, которые никогда и не могли мечтать о чемпионате мира, смогут туда поехать: Финляндия, Чехия, Бельгия, Исландия… И это может помочь развитию баскетбола.

Война с Евролигой

— Летом распространялась информация, что ФИБА угрожает дисквалифицировать федерации, которые позволяют своим клубам участвовать в Еврокубке. Сезон начался, но никаких санкций не последовало. Что происходит?

– Вы правы в том, что летом распространялась, так сказать, неверная информация, которую можно назвать просто лживой, о том, что может произойти, что произойдет… За последние два месяца мы провели несколько встреч с представителями Евролиги, но последний месяц мы просто обмениваемся письмами. Наши предложения просты и открыты. Кстати, в мае прошлого года мы были очень близки к соглашению, но затем переговоры были неожиданно прерваны. Возможно, потому, что Евролига удивилась тому, что мы готовы заключить соглашение.

В данный момент на рынке существует два соревнования второго уровня: Еврокубок и Лига чемпионов ФИБА. Мы считаем, что к этим турнирам должно быть одинаковое отношение. Камнем преткновения стало то, что мы настаивали, чтобы победитель Лиги чемпионов должен выступать в Евролиге так же, как и победитель Еврокубка. Если имеется лишь одно место, то они могут разыграть его между собой. Я постоянно читаю о том, что Еврокубок – соревнование гораздо более высокого уровня, и не вижу проблемы в том, чтобы победители выяснили на площадке, кто из них сильнее. В любой форме. Мы готовы обсудить любой формат, но требуем равного отношения. Это было бы справедливо…

— Каким образом это справедливо, если для всех очевидно, что команды Еврокубка на голову сильнее, выступают в более сильных лигах и занимают более высокие места?

– Я не хочу спорить. У вас свои доводы, у меня – свои. Посмотрите, «Тенерифе» сейчас идет на втором месте в Испании. У нас есть турецкие клубы, французские, итальянские… Я уверен, что Лига чемпионов, как минимум, на том же уровне, что и Еврокубок. Поэтому я убежден, что у чемпиона Лиги чемпионов должны быть такие же возможности, что и победителя Еврокубка. Мне не кажется, что это неправильно.

В чем проблема? Давайте сыграем суперфинал, и пусть все решится на площадке.

— Не совсем понятно, зачем это нужно. Если, как вы говорите, у вас такой запредельный уровень, зачем вы так рветесь в Еврокубок и Евролигу? Играйте себе на здоровье в Лиге чемпионов.

– Просто в Европе действует закон о конкуренции. Если у вас своя компания и вы производите шины и машины, но вы не можете говорить: я вам продам шины только в том случае, если вы купите у меня и машину. В спорте то же самое. Евролига – лучший турнир. Нет никаких сомнений.

Но это соревнование первого уровня. А есть и соревнования второго уровня. И если вы организуете соревнование первого уровня, то нельзя при этом лишать чего бы то ни было участников соревнования второго уровня.

Если вы настолько лучше, я не понимаю, почему вы не можете провести отдельный турнир, чтобы выявить победителя. Это принесло бы дополнительную прибыль, это привлекло бы интерес. Допустим, «Тенерифе» – «Валенсия» – пусть они сыграют на площадке и определят, чей турнир лучше.

— То есть сначала вы шантажируете федерации и принуждаете клубы уходить из Еврокубка и выступать в Лиге чемпионов, а потом еще и хотите, чтобы Евролига давала вам место и организовывала суперкубок с победителем Еврокубка?

– Вот скажите мне, почему два российских клуба – не буду их называть – подписали документы на участие в Лиге чемпионов, но в тот же день, когда Россия получила дополнительное место в Евролиге, эти клубы отказались от этого? Вы хотите сказать мне, что их заставили играть в Еврокубке?

— Нет, им нравится Еврокубок, и они захотели играть в Еврокубке.

– Тогда почему же они зарегистрировались в Лиге чемпионов изначально? Что-то нелогично получается.

— Скажите лучше, почему ФИБА не дисквалифицировала федерации за то, что они позволяют своим клубам играть в Еврокубке?

– Мы никогда не собирались никого дисквалифицировать. В решении совета управляющих говорилось совсем о другом.

Мы представили проект Лиги чемпионов ФИБА. Евролиге это не понравилось – они не любят конкуренцию. И они начали, с нашей точки зрения, действовать незаконно: они пообещали дополнительные места, если третья, четвертая и пятая команды будут выступать в Еврокубке, а не в Лиге чемпионов. Это произошло не только в России, но и Германии, где они дали одно место в Евролиге, если вторая, третья, четвертая и пятая команды согласятся выступать в Еврокубке.

Пик этого случился в Италии, где Евролига подписала соглашение с клубами, после чего Федерация поняла, что все вышло из-под контроля. Соглашение состояло в том, что «Милан» получит лицензию «А» Евролиги на 10 лет, и безотносительно места в чемпионате «Динамо Сассари», «Реджо Эмилия» и «Тренто» будут выступать в Еврокубке. Вопрос прост: если какая-либо другая команда занимает второе место, то она не получает ничего. Учтите, что одна из трех упомянутых команд на момент подписания соглашения даже не проходила в зону плей-офф. Я, возможно, излишне старомоден, но я верю, что команда должна квалифицироваться, чтобы принимать участие в турнире. За что тогда вообще будут бороться итальянские клубы? Зачем вообще участвовать в чемпионате Италии? Все предопределено.

Когда мы это обсуждали на совете, то все поняли, что местные чемпионы будут разрушены, в них не будет смысла. Евролига говорит, что хочет создать систему из 40 клубов. Но в разных турнирах принимали участие около 100 команд. Что делать остальным? У них нет прав расти, нет прав на будущее? Посмотрите на футбольный «Лестер» – они появились из ниоткуда, выиграли чемпионат, прошли в Лигу чемпионов. Возможно, они неудачно там играют, то они улучшили свое положение, взяли новых игроков, инвестировали в инфраструктуру. Вот рост, о котором я говорю.

Решение Совета ФИБА не касалось Еврокубка. Точная формулировка гласила: национальные Федерации, которые будут поддерживать незаконные предложения Евролиги, потеряют право принимать участие в соревнованиях ФИБА.

— Вы говорите странные вещи. Президенты Федераций летом говорили об откровенном шантаже со стороны ФИБА. Мы все видели письма с угрозами дисквалифицировать сборные…

– Что за письма?

— Эти письма есть в интернете.

– Почему вы называете это шантажом?

— Если в письмах вы угрожаете дисквалифицировать федерацию за то, что клубы выступают в Еврокубке, как это называется?

– Там говорится, что будут дисквалифицированы федерации, которые поддерживают незаконные действия Евролиги. И почему вы не называется шантажом, когда некая организация позволяет клубам зарегистрироваться в одном турнире, если они согласятся участвовать в другом?

Евролига просто поняла, что Лига чемпионов с ее прозрачной системой соревнования и показами матчей по телевидению представляет угрозу для нее. И из-за этого они начали принуждать клубы подписываться на участие в их турнирах, чтобы держать их под контролем.

— Почему вы тогда не объяснили все это летом, когда все опасались, что сборные будут дисквалифицированы?

– А зачем? Все же понятно.

— Как же понятно, если вся Европа летом обсуждала дисквалификацию Испании, Сербии и других перед Олимпиадой? Почему тогда вы не объяснили, что имели в виду, если президенты федераций говорили о санкциях из-за того, что клубы играют в Еврокубке?

– Мы считали, что такая формулировка вполне доходчива.

— Объясните, зачем ФИБА пытается разрушить клубную систему? Со стороны кажется, что вас не интересует ничего, кроме денег.

– Как и Евролигу.

— Но Евролига управляется клубами, которые пытаются зарабатывать.

– А Лига чемпионов кем управляется?

— ФИБА.

– Правда? Вообще-то 50 процентов принадлежит ФИБА, 50 процентов – десяти лигам и клубам. И если вам говорят иначе, то это ложь. Лига ВТБ была близка к тому, чтобы присоединиться, но в последний момент отказалась.

Я бы очень хотел, чтобы вы оказались правы по поводу «денег». Ужасно рад. Но в данный момент этот проект финансово поддерживается ФИБА – мы представили все данные, показали, сколько денег получат клубы. Каждый клуб получает 100 тысяч евро, все игры показываются по телевидению, и «продакшн» также оплачивает Лига чемпионов. Все прозрачно.

Возможно, я старомоден, но я верю в соревновательный принцип. В Европе система баскетбола строится на клубах, и нельзя искусственно кого-то поддерживать или сдерживать. Если у вас все предопределено, тогда создайте закрытую лигу. Но нельзя выбирать тех, кто вам нравится. Это неспортивная система.

— То есть ФИБА начала всю эту войну потому, что это несправедливая система? ФИБА борется за мировую справедливость?

 – ФИБА – за развитие баскетбола. Мы хотим расти.

Фото: РИА Новости/Павел Лисицын; REUTERS/Fatih Saribas; globallookpress.com/imago/Pressefoto Baumann; Gettyimages.ru/Jamie Squire

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий