Флорентино Перес: Танец гения
Яркая одиозная личность, о которой невозможно говорить вполголоса. “Реал” ХХI века связан с Флорентино столь плотно, что сложно ответить на вопрос Что потом? Местами подлец, многими местами – шут, автор очень успешного коммерческого предприятия, человек, открывший для большого футбола Сольдадо, Негредо, Адана, Парехо, Хуанфрана Торреса, Мату, Морату, сделавший звёздами Озила, Иско, Варана, Кейлора Наваса, превративший Серхио Рамоса, Модрича, Ди Марию, Криштиану и Бензема в суперзвёзд, его галактикос – 1 играли не в футбол, это был фантастический театр. Он выиграл три титула Примеры, три Лиги Чемпионов и два Кубка Короля. Но “Алькоркон”, Лушембургу, удаление Морьентеса, Гути и Рауля, травля Касильяса – это тоже Перес. Составляющих очень много. По несколько слов о каждой.
Пятеро первых – демонстрация отказа от идеи “Зиданов и Павонов”, провозглашённой в начале своего царствования ( с 2000 года). В “Реале” должны играть лучшие и постепенно в команду влились Фигу, Зидан, Роналдо, Бекхэм, Оуэн, Макманаман. При том, что уже были Роберто Карлос, Йерро, Эльгера, Гути, Морьентес и Рауль, команда получила очень ярко выраженный атакующий крен. Висенте Дель Боске смог дать им игру и распределить игровое время так, что недовольных не было.
В результате, Сибелла стала горой празднеств: 2001 – победа в Примере, 2002 – в Лиге Чемпионов, 2003 – снова в Примере. Тем удивительнее была отставка дона Висенте и слова спортивного директора Хорхе Вальдано “Мы очень благодарны ему за всё, что он сделал, но мы должны прогрессировать и идти в ногу со временем. Поэтому принято решение о прекращении сотрудничества с Дель Боске”.
И в команде начался бардак. Игроки продолжали появляться, но когда в команде за сезон меняется три тренера, причём Карлуш Кейруш до того был лишь верным оруженосцем сэра Алекса Фергюссона. Хосе Антонио Камачо был одним из очень заметных игроков “Реала” 80-х, а “одесский кот” Хуан Гарсия Ремон до сих пор считается одним из лучших голкиперов в истории клуба, а вот их тренерский вес никак не соответствовал амбициям Мадрида, ждать добра не приходится.
Далее был Вандерлей Лушембургу, причина назначения которого неизвестна до сих пор, он тоже не задержался даже до конца сезона, заодно прихватив дона Флорентино, подавшего в отставку после вылета из Лиги Чемпионов, от “Арсенала” и поражения в чемпионате от “Мальорки”. Естественно, что в тех условиях отличная работа Фабрики оставалась невостребованной основной командой. Игроки были очень хороши. Но им предстояло ещё расти и расти. Мадрид же подразумевал экстра-класс исполнителей здесь и сейчас, а не в абстрактном “Потом”.
У Негредо, выросшего через «Альмерию» был шанс. Но тогдашний тренер Мануэль Пеллегрини честно сказал ему, что ставит на Рауля, Криштиану и Игуаина. Это случилось уже после второго пришествия ФлоПера, в 2009 году. Замещавший его Рамон Кальдерон выиграл два титула с Капелло и Шустером, существенно расчистив площадку от стареющих звёзд – ушли Роберто Карлос, Роналдо, Бекхэм. Их сменили другие суперзвёзды – Каннаваро и ван Нистелрой плюс раскрывшиеся чуть позже Пепе, Марсело, Снейдер, Роббен, Игуаин. Но борьба за власть в больших клубах идёт не только в выборную кампанию.
Тем более, что Флорентино продолжал контролировать ряд ведущих испанских СМИ и сохранял влияние в Совете директоров. В результате, оказалось, что результаты выборов – 2006 были подтасованы, а спортивные результаты завели в долговую яму. Отставка Кальдерона и возвращение Переса, в пользу которого сняты все кандидатуры на досрочных выборах 2009 года. Векторы командного развития остались неизменными: Арбелоа, Хаби Алонсо, Криштиану, Бензема, позже – Озил, Хедира и Ди Мария, ещё позже – Модрич, Иско, Ильярраменди, Бэйл, Кроос, Хамес, мечты об Агуэро, Де Хеа и Левандовски. “Всё, что стоит от 20 и выше, заверните. Потом разберёмся, что с этим делать”.
Из собственных воспитанников – только Карвахаль, и то, лишь после того, как его отличная игра за “Байер” привлекла внимание ведущих английских клубов, “Баварии” и, что ещё важнее, “Барселоны”. Благо, в его контракте была опция обратного выкупа. Всё то, что позже оставило шансы на возвращение Мораты из “Ювентуса”. Где он оказался после двух сезонов за могучей спиной Карима. Изгнание
Макелеле – ещё один наглядный штрих. “Мы действительно, играли в очень красивый футбол. Но на самом деле, главный человеком был Клод. Собственно, его работа в опорной зоне и давала простор для творчества. Гути, Рауль, Зидан, я, Рон, Робби и Луиш уговорили его пойти к президенту и попросить о повышении контракта. Его 1,5 миллиона в год никак не соответствовали истинному уровню мастерства и значения для команды. Он пошёл. И оказался на трансфере. Перес не жалеет денег, если инициатива исходит от него, но не терпит, если о необходимости трат ему говорят со стороны” – рассказ Фернандо Морьентеса.
Моро из Эстремадуры, до “Реала” играл за “Альбасете” и “Сарагосу”, после – за “Монако”, “Ливерпуль”, “Валенсию” и “Олимпик”. Всюду был заметен, но так, как в Мадриде не играл больше никогда и нигде. Уйти пришлось из-за обилия квалифицированных форвардов – Рауль, Роналдо, Оуэн.
Гути – кантерано “Реала”. Говорил так же гутиально, как отдавал передачи и разгонял атаки. Универсальный солдат, которого использовали и на исходной позиции Под нападающими, и в опорке, и непосредственно в завершении из него не получился. А 10-ку проигрывал сперва Зидану, затем – голландцам. К тому же, много разговаривал, что не всегда нравилось руководству.
Рауль своим весом и влиянием однозначно превосходил и президента, и тем более, любого из часто меняющихся Мистеров. В своём крайнем мадридском сезоне, 2009/2010 он уже утратил влияние как игрок основы, чаще выходя на замены, но официальная версия “Ушёл потому что хотел играть” может быть и проявлением свойственной ему корректности. Есть другая информация: новый главный тренер Жозе Моуринью, вызвав форварда к себе в кабинет, рассказал, что не видит его в составе, но хотел бы видеть его в команде, как связующее звено между игроками и тренером, которому он, как капитан, будет рассказывать обо всём происходящем за пределами видимости Мистера. Проще говоря, стучать. Рауля это не очень устроило. Он попросил о трансфере, а два следующих сезона в Гельзенкирхене показали, что расставание, вполне может быть, оказалось поспешным.
Так со спортивной точки зрения. С точки же зрения влияния людей, ставящих авторитет президента под сомнение одним своим присутствием на тот момент не осталось. Победа Касильяса и Рамоса в ЮАР лишь укрепляла престиж клуба, Алонсо, Альбиоль и Арбелоа не могли претендовать на влияние по сроку службы в команде, к тому же, двое последних были запасными у Дель Боске.
Далее – то самое удачное начало. Кубок Короля, возвращение титула в Примере, конфликт, в котором отчасти виноват сам Икер. Во-первых, есть достаточно смешная история, связанная с привычной ленью испанцев. Жозе назначал тренировки на раннее утро. Капитан Касильяс пришёл просить о переносе, мотивировав это тем, что игрокам надо развезти детей по школам. Тренер обещал подумать и изучая личные дела, обнаружил детей школьного возраста лишь у двух футболистов. Ложь, тем более, наивная и легко проверяемая никак не может служить укреплению отношений с главным тренером.
Во-вторых, супруга Капитана Сара Карбонеро, журналист и болельщица “Атлетико”, выносившая информацию по сути, из спальни на публику. И если это объяснимо, работа есть работа, просто некоторым нужно думать, кому к что говорить, гранича личную жизнь и труд, то дальнейшие высказывания типа “Я не знаю, где родится наш сын” смотрелись уже очень дешёвым шантажом, провоцирующим руководство на негатив к Хранителю. “Икер сам попросил меня устроить переход в “Порту” – постскриптум сообщил Перес. Наверное. Но за этим стояли несколько месяцев войны с нанятым президентом клуба Моуринью, полтора года без постоянной игровой практики, психологическое напряжение и объявленная идея приглашения Де Хеа, который на сейчас явно не уступает в классе и он моложе. То есть, всё говорило о падении акций Икера в “Реале”. И всё же, расставание с ним было позорным.
Ну, не заслуживал он свиста с нескольких секторов Бернабеу, где размещаются дружные с клубом фанатские группировки, не заслуживал кампании травли на одном из подконтрольных Флорентино телеканалов. О том в своём Открытом письме рассказал певец Бертон Осборн.
“ Я не думаю. что “Реал” принадлежит мне. Я думаю, что я могу говорить о своих взглядах на некоторые события. То, как сейчас клуб относится к человеку, отдавшему ему 25 лет – чёртов позор. Ди Стефано, Пушкаш, Йерро, Рауль. Все они пришли из других клубов. Икер вырос в “Реале”. Это – его жизнь. И сейчас Мадрид ведёт себя как маленький скупой эгоист, законченный трус. По отношению к человеку, заслуживающему как минимум, того же почитания, что Маноло Санчис. Он добывал для команды титулы, он сражался и умирал на поле. Об этом как-то легко забыли.
Как забыли и о том, что он пережил ад, который устроил ему Моуринью. Всё это уступило место клеветнической кампании Хосепа Педрероля. Вчера я видел его. Назвал негодяем. Он улыбнулся и ответил, что если меня что-то не устраивает, я имею полное право обратиться в суд.
Я завидовал прощанию “Барселоны”с Хави. Он получил именно то, что заслуживал. Но Икер заслуживает того же, а не трансляции речи уличных ублюдков, чем нас угощали весь сезон. Совершенно не говорю о том, как легко монтируется именно нужное. Мнения могли быть и другими, но в программах выходил только негатив о Касильясе. Я не хочу участвовать в этом цирке. А Икеру – мои большие объятия”.
Касильяс после Жозе совершал и совершает результативные ошибки. Такое бывает, когда человек прошёл пик своей карьеры. Время уже работает против него, в “Порту” намерены с ним расстаться по окончании сезона. Но то, что он уже сделал, останется с ним навсегда. И его будут помнить добром. В отличие от Переса. Фокус в этом.
Тем же прошлым летом едва не улетел Серхио Рамос. Вариант с “Юнайтед” обсуждался очень серьёзно. Смотрелось несколько противоречий: он становился капитаном клуба, в котором по сути, вырос, прошёл Крым и Рим, улетал в Тартар и в космос, сезоном ранее он отказал Дмитрию Рыболовлеву, предлагавшему поставить в контракт с “Монако” любую сумму, которая придёт ему в голову, ответив, что вопроса денег нет, их и так хватает, а во дом – там, где сердце, оно в Мадриде. Кроме того, две иконы в одно ТО – передоз даже для Флорентино. В итоге, Рамос остался. На горе Флорентино – теперь воюет с его личным кардиологом. “Он никуда не уйдёт. Такая идея у него действительно, была. Мы поговорили, я сказал, что нельзя отказываться от мечты. Тем более, что в МЮ проблем не меньше и если в Мадриде он может многое решать за счёт своего авторитета, то его влияние на Траффорде будет минимальным” – рассказал лучший друг Хесус Навас.
Рамос не всегда в порядке. Но это естественно – жизнь на пороховой бочке и постоянная битва за что-то истощает даже самый стойкий характер. А сотрудничество с Флорентино не подразумевает ничего иного.
«История Примеры глазами «Сервантеса»
Материалы по теме:
«Наполи» — «Реал»: Уроки войны
Векторы развития. Кто и как зарабатывает в Примере
Вселенная тьмы и света. Дневники тренеров, страница 26
Гений и трудяга. Мичел и Адриан Гонсалесы. Династия
Источник: