Будто ты умер. Тренер, который сохранил Ивана Ткаченко для хоккея

Будто ты умер. Тренер, который сохранил Ивана Ткаченко для хоккея

Новая глава из книги Станислава Гридасова «Кристальные люди».

В сентябре 1990 года с одним из лучших защитников саратовского «Кристалла» 23-летним Андреем Балуниным случится несчастье. В клубной газете «Кристалл» он расскажет про этот характерный для тогдашнего Саратова эпизод.

Евгений Барцев, которого Андрей назовет другом детства (они вместе начинали играть в хоккей в дворовой команде «Звездочка»), в сентябре будет уволен из клуба восточных единоборств «Антей», где он работал тренером. Барцев придет в двенадцать ночи в гости к Балунину с бутылкой водки: «Предложил выпить. Я отказался – завтра предстояла игра. Он выпил сам полбутылки. Поговорили. Разговор был совершенно мирный. Он начал собираться, попросил закрыть бутылку пробкой, чтобы унести с собой. Я открыл холодильник, и в этот момент он ударил меня в спину ножом. Без всякой причины. Я пытался бороться, закрываться руками. Сознание временами отключалось, как будто мерцало. А он продолжал бить. На шум в кухню вбежала жена и ударила его. Он наотмашь нанес ей ранение в грудь. Она сразу осела и стала просить вызвать «скорую». Только тогда он остановился, стал собирать мои вещи, искать деньги. Мы попросили его вызвать врача. Он съездил за Олегом Дмитриевичем Винокуровым, врачом команды. Мы спустились, поймали машину, которая довезла до Первой Советской больницы. Барцев остался в нашей квартире и, как выяснилось, взял еще многие вещи. Больше я уже ничего не помню».

Операция длилась шесть часов. В октябре чету Балуниных выпишут из больницы. В феврале 1991 года Андрей сможет вернуться в хоккей, но этот сезон станет последним в его игровой карьере.

Андрей Балунин в матче против ленинградского СКА

Весной 1979 года саратовская «Звездочка» впервые выйдет во Всесоюзный финал «Золотой шайбы», проходивший в Рыбинске. Балунин – лидер команды – будет играть в первой пятерке. Защитник Женя Барцев – во второй. Тренер и создатель «Звездочки» Александр Владимирович Подметалин вспомнит, что у него не было денег на профессиональную экипировку, не хватало не только нагрудников, но даже хоккейных трусов. Мама Барцева, работавшая на фабрике, по просьбе Подметалина перешила на всю команду черные семейные трусы, отторочив их красной («как у «Филадельфии Флайерс») полоской.

«Они действительно дружили, Андрей и Женя, – подтвердит Подметалин, – и почему случилась та страшная ночь – до сих пор загадка. Кто что предполагал, но теперь чего уж, оба они не с нами. Царствия им обоим небесного».

16 октября 1990 года Евгений Барцев, доставленный из СИЗО в Заводской райотдел милиции, угрожая заточкой, захватит в заложники милиционера и потребует два пистолета, четыре обоймы с патронами, 1000 рублей, а также привезти из СИЗО своего сокамерника. Во время операции освобождения заложника Барцев будет застрелен.

Андрей Балунин разобьется в автокатастрофе 3 сентября 2008 года вместе со своим 14-летним сыном.

«Кристальные люди». Справка. Защитник Андрей Балунин (1967–2008) начал заниматься хоккеем в детской команде «Звездочка». В 1979-м саратовская «Звездочка» завоевала бронзовые медали Всесоюзной «Золотой шайбы», а Балунин был признан лучшим игроком турнира. Андрей Балунин дебютировал в «Кристалле» в сезоне-1984/85 и провел в команде пять сезонов с двухлетним перерывом (1985/86, 1986/87) на службу в армии, когда он выступал за СКА МВО. Серебряный призер юниорского чемпионата Европы 1985 года в составе сборной СССР. Сыграл за «Кристалл» 279 матчей, забросив 21 шайбу и сделав 37 передач. Его племянник, Александр Балунин (1981) в конце 1990-х играл за саратовский «Кристалл» и «Нефтяник» из Альметьевска.

Осенью 1972 года 24-летний Александр Подметалин, бывший игрок юношеской команды «Авангард», поступил учиться на заочное отделение ГЦОЛИФКа. К тому моменту он уже два года работал в школе «Кристалла» под руководством ее основателя и первого директора Виктора Ивановича Гусарова. Гусаров, живший неподалеку от Ледового дворца в доме у полиграфкомбината, и посоветовал начинающему тренеру создать собственную детскую команду. Так в ноябре 1972 года появилась «Звездочка». Саратовский полиграфический комбинат и Октябрьский райком ВЛКСМ стали, как тогда говорили, «шефами» команды.

А познакомились Гусаров и Подметалин зимой 1968 года, когда на хоккейной коробке у трибуны будущего Ледового дворца разыгрывался городской финал «Золотой шайбы». В решающей встрече «Спартак» Подметалина победил со счетом 4:1 гусаровское «Торпедо» – команду, за которую тогда играли будущие звезды саратовского хоккея Владимир Куплинов, Александр Иванов, Александр Бортников.

В середине 1970-х «Звездочка» стала сильнейшей детской командой Саратова, трижды подряд победив в городских финалах «Золотой шайбы», а на областном уровне соревнуясь со своим главным соперником – балаковским «Романтиком».

Одним из лучших наборов (буквально – набранные по дворам) Подметалина стали ребята 1961/62 годов рождения. Были среди них, к примеру защитник Михаил Сосновцев и нападающий Игорь Романов (отец известного ныне защитника КХЛ Станислава Романова, также начинавшего заниматься хоккеем у Подметалина), которые из «Звездочки» перешли в ДЮСШ «Кристалл» в группу Гусарова.

Со «Звездочки» начинали многие лидеры «Кристалла» 1980-х и 1990-х – Владимир Волков, Анатолий Федотов, Андрей Балунин, Али Бурханов, Сергей Федотов.

Являясь по сути одной из лучших дворовых детских команд в стране, «Звездочка» всего лишь один раз – в 1979 году – получила приглашение от Центрального штаба «Золотой шайбы» (жесткой системы отборочных турниров тогда не существовало) сыграть во Всесоюзном финале. В Рыбинск поехала команда 1967/68 годов рождения.

«Кристальные люди». Справка. Право сыграть в Рыбинске «Звездочка» получила, заняв первое место в областных соревнованиях «Золотой шайбы» по младшей возрастной группе. Всего в тот сезон-1978/79 в «Золотой шайбе» приняли участие 29 370 юных хоккеистов из 1832 команд разных городов и районов Саратовской области (а чемпионом в старшем возрасте стала «Нива» из Питерского района).

«Звездочка» — бронзовый призер Всесоюзной «Золотой шайбы». В центре — Александр Подметалин, он обнимает за плечи защитника Андрея Балунина (справа от себя) и нападающего Валерия Терехина. Крайний справа в нижнем ряду — нападающий Али Бурханов.

В групповом турнире «Звездочка» одержала четыре победы над командами из Литвы (4:0), Тюмени (2:1), Карелии (5:0) и Орла (7:1). Ничья с ленинградским «Олимпом» (1:1) принесла саратовским хоккеистам второе место – у ленинградцев оказалась лучшая разница заброшенных и пропущенных шайб.

«После турнира ко мне подошел Николай Федорович Новожилов, тренер «Орбиты» из Зеленограда, они заняли первое место в Рыбинске. Как хорошо, говорит, что вы в финал не вышли. Я только вашей команды и боялся, – вспоминал Подметалин. – А в том матче против Ленинграда нас просто откровенно засудили».

В утешительном финале «Звездочка» встретилась с «Металлистом» из Рыбинска. Вот как описывалась эта игра в саратовском календаре-справочнике: «Во встрече за третье место с хозяевами турнира, названной Тарасовым «хоккеем будущего», Валера Терехин смело взял игру на себя, повел товарищей вперед, забросил три решающие шайбы, а при счете 3:3 провел и четвертую. Думается, ни у кого из мальчишек «Звездочки» никогда не будет сомнений в правильности выбора – Валера достоин звания помощника капитана, он заводила в команде, грамотный, смелый игрок и с горячим сердцем» («Звездочка» в итоге победила со счетом 5:3).

Выборы «комиссара» (или помощника капитана) состоялись по требованию Тарасова, президента клуба «Золотая шайба». Анатолий Владимирович в первый же день пришел в гостиницу знакомиться с ребятами из «Звездочки» и вдруг спросил: «А где же ваш пионерский комиссар? Что? Нет? Избрать немедленно!».

Познакомившись с Подметалиным, Тарасов изучил его конспекты тренировок и оставил автограф: «Спасибо за желание стать тренером».

«Кристальные люди». Справка. Нападающий Валерий Терехин (1967) в сезонах-1983/84 и 1984/85 выступал за юниорскую сборную СССР. За  основной состав «Кристалла» сыграл всего 25 матчей (сезоны-1984/85, 1985/86, 1987/88) и забросил в них одну шайбу. 4 сезона Терехин провел в энгельсском «Химике» (1985/86–1987/88, 1990/91), забросив 22 шайбы.

Сам Александр Владимирович запомнит и другого Тарасова.

Увидев саратовских хоккеистов на игре в семейных трусах и без защитного снаряжения, Тарасов подскочил к Подметалину: «Вы чего пижоните? Где форма?». Подметалин пытался оправдаться, что не пижоним, а просто ее нет в Саратове, и тогда Тарасов велел выдать игрокам «Звездочки» старые нагрудники и щитки.

«Нам это даже помешало. Команда у меня была легкая, быстрая, а играть в тяжелой форме многие ребята просто не привыкли», – вспоминал Подметалин.

По итогам рыбинского финала  Тарасов объявит капитана «Звездочки» Андрея Балунина лучшим игроком турнира и пригласит его, вместе с Валерием Терехиным и тренером Подметалиным, в Москву, где в эти дни будут идти матчи чемпионата мира. Балунин и Терехин получат получат предложение перейти в школу ЦСКА, но родители не отпустят их из Саратова.


Документальный фильм «Звезды советского спорта». В начале фильма – кадры турнира «Золотая шайба» в Рыбинске. В белой форме – хоккеисты «Звездочки».

Вместе со своими учениками (Балунин, Терехин, Голиванов, Бурханов) Александр Владимирович Подметалин перейдет в ДЮСШ «Кристалл». Эта его команда в 1984 году выйдет в финал чемпионата СССР, где займет шестое место.

Однако звание заслуженного тренера России Подметалин получит вовсе не за своих саратовских воспитанников. В середине 1980-х он уедет из Саратова, получив приглашение из Ярославля, где в ДЮСШ «Торпедо» примет группу игроков 1971 года рождения.

Из этой группы Подметалин выпустит в большой хоккей олимпийского чемпиона Дмитрий Юшкевича (он найдет его в Череповце и перевезет в Ярославль) и трехкратного чемпиона России Дмитрия Красоткина. А после них возьмет тренировать детей 1979 года рождения.

Татьяна, мама нападающего ярославского «Локомотива» Ивана Ткаченко, разбившегося в авиакастрофе 7 сентября 2011 года, вспоминала: «В шесть лет отец повез Ваню в «Торпедо», в хоккейную секцию. А он худенький был, щуплый, но его приняли тогда. Я думала, зачем это нужно? Ведь каждый день в пять утра вставать малышу и зимой, мороз минус 25 градусов, а они в темноте, на ледяном ветру автобус по 20 минут ждут, а потом через весь город едут до этого «Торпедо»! Вскоре Ваня хорошо стал играть, да и тренер у него был замечательный – саратовский хоккеист Александр Владимирович Подметалин».

В 1994 году руководство ярославской школы «Торпедо», не видя перспективы ни в Иване Ткаченко, ни в Романе Ляшенко (в 1997-м он станет чемпионом России в составе ярославской команды, а в 2000-м будет играть в финале Кубка Стэнли за «Даллас»), решило распустить всю группу Подметалина. На их место в Ярославль приехала в полном составе юниорская команда харьковского «Динамо» 1979 года рождения. Вместе со своим тренером, естественно.

«Так Ваня и другие ребята оказались на улице. А ведь уже профи были, профессиональными хоккеистами. И вот Подметалин, уехав к себе в Саратов, предложил Ване и еще двум ребятам – Максиму Бычкову и Ренату Юбину – переехать к нему, и в Саратове продолжать тренировки. Я была, конечно, против – как тринадцатилетнего сына отпустить в другой город? Не на день, не на два, а на совсем! Но Ваня сказал: «Я не могу без хоккея, и все равно сбегу».

Молодежка «Кристалла» 1978/79 г.р. на турнире в Пензе осенью 1994 года В верхнем ряду первый слева Александр Владимирович Подметалин, четвертый слева Дмитрий Платонов, пятый справа Иван Ткаченко.

Короче, проводили мы ребят в Саратов. Александр Владимирович поселил их там со своим отцом, который жил в трехкомнатной квартире. И стали они там и в школе учиться, и в хоккейной секции тренироваться, и самостоятельно жить как в мужском общежитии. Сами себе готовили, стирали, убирали. Мы Ване какие‑то деньги на жизнь посылали, конечно. Впрочем, Максим и Ренат долго не выдержали, вернулись к родителям. А Ваня упертый, он остался». (Татьяна ошибается. Юбин вообще не приезжал в Саратов, а защитник Максим Бычков остался заниматься в ДЮСШ «Кристалл» у Подметалина в одной группе, где, в частности, были защитники Василий Глебов и Дмитрий Платонов, старший брат обладателя Кубка Гагарина Дениса Платонова, нападающие Алексей Спирин, Илья Недоступов. В сезоне-1995/96 они все, за исключением Недоступова, сыграют за энгельсский «Химик». – Прим. Ст.Г.)

После гибели сына Леонид Ткаченко рассказывал ярославским журналистам: «В Саратове, когда Ване 15 лет исполнилось, его пригласили в соседний город, в Энгельс играть за «Химик». А это вторая лига, то есть почти профи. Но играл он там недолго, потому что эту команду бандиты спонсировали, а их вскоре – всех 12 – другие бандиты расстреляли. Годы‑то какие были, самые бандитские». (Видимо, имеется ввиду расстрел ОПГ Игоря Чикунова, случившийся 20 ноября 1995 года. – Прим. Ст.Г.)

В прошлом году на «Авито» появилось объявление о продаже квартиры «Чикуна» в обычной пятиэтажке Заводского района Саратова.

Бычков и Ткаченко той осенью уехали из Саратова, сначала они оба поиграли за тверской «Вятич», в следующем сезоне – за московский «Спортакадемклуб», после чего вернулись в Ярославль.

«Петру Ильичу Воробьеву, который тогда тренировал «Торпедо», Ваня не понравился, мелкий очень. И он его сослал в «Мотор» из Заволжья. Потом еще одна аренда, в Нижнекамск. Потом в нижегородское «Торпедо», – рассказывал мне Подметалин. – И тут на предсезонном турнире «Торпедо» раскатывает ярославский «Локомотив» 5:0, две или три шайбы забивает Ваня. Вуйтек, новый тренер, спрашивает – а что это за парнишка такой? А ему отвечают: так это ж наш, ярославский. И Вуйтек вернул сразу Ваню в «Локомотив». Вот не за Толю Федотова, не за Юшкевича или Красоткина, за Ваню Ткаченко заслуженного мне и дали».

«Про его благотворительную деятельность ни мы, ни Марина ничего при его жизни не знали. Это уже после гибели его команды выяснилось, что он через питерский благотворительный фонд Ad Vita перевел больным онкологическим детям около 10 миллионов рублей и тем самым нескольким из них спас жизнь. Причем последний перевод на полмиллиона рублей он сделал 7‑го сентября 2011‑го за пятнадцать минут до катастрофы, когда уже сидел в том злополучном Як-42», – рассказывал Леонид Ткаченко в интервью журналу «Хоккей в городе».

Летние сборы в Новогорске. Предположительно 1986 год. Нападающие: Сергей Яшин, Александр Семак (оба – «Динамо» Москва) и Евгений Давыдов (ЦСКА). Защитники: Александр Смирнов («Химик» Воскресенск) и воспитанник Подметалина Анатолий Федотов («Динамо» Москва).

В школе саратовского «Кристалла» Александр Владимирович Подметалин принял группу 1987 года рождения – вратарь Виктор Шевченко, защитники Вадим Тихомиров, Антон Смехов, нападающий Дмитрий Марушев стали его последним выпуском.

Занимались в той группе у Подметалина и Михаил Милехин-младший (до отъезда в московский «Спартак»), и Станислав Романов (в 13 он уедет в школу ярославского «Локомотива), и многолетний пресс-атташе «Кристалла» Дмитрий Филюрин, и сын Александра Владимировича Александр Подметалин-младший, игравший в хоккей с мячом за саратовский «Универсал» до расформирования команды осенью 2016 года.

А сам Подметалин в 2016 году возродил «Звездочку», собрав по редким теперь хоккейным дворам новую команду.

Сбор средств на издание книги Станислава Гридасова «Кристальные люди» осуществляется методом краудфандинга на сайте Planeta.ru – заказать себе книгу или просто помочь в ее издании можно здесь.

Станислав Гридасов: «Sports.ru появился, потому что у меня не было денег, но была куча свободного времени». Интервью сайту «БИЗНЕС online»

«…Аппарат абонента выключен или находится вне зоны действия». Текст Александра Лютикова и Алексея Шевченко из журнала PROспорт о гибели ярославского «Локомотива»

Другие главы из книги

«Потонешь в этом Саратове, ну и Бог с тобой». Как я мечтал стать хоккейным вратарем

Бог из машинки

Источник: http://www.sports.ru/

Добавить комментарий