Обзор Below

Многострадальная игра от создателей Sword & Sworcery и Super Time Force после десятка конференций и невразумительных тизеров внезапно появилась в продаже, вызывав практически нулевую реакцию прессы и ранних покупателей. Отсутствие вовремя розданных ревью-копий и PR-поддержки Microsoft сыграло плохую шутку с одним из самых долгожданных инди-проектов этого года. Но даже учитывая все обстоятельства, рассказывать о Below очень сложно, ведь как правильно подметил один из пользователей западных форумов, вся суть игрового процесса сводится к трем словам: красиво, скучно, загадочно.

В своей основе Below напоминает тягучую нугу, которая медленно обволакивает игрока, погружая в мистический мир, полный исследований, странных созданий, артефактов и космических големов. И все повторяется вновь и вновь в цепочке смертей и перерождений. Начальная заставка с медленно пролетающей сквозь облака камерой и парусником, причаливающим к пустынному острову, настраивает на лиричный лад, обещая очень неспешную и лишенную цели историю. Безусловно, миссия у безымянного героя есть, и вы осознаете, немного освоившись на миниатюрном острове, что это выживание и спуск в недра земли, где притаились загадочные механизмы, монстры и создания. Но по сути вам предоставляют персонажа, вы сами узнаете базовые механики путем проб и ошибок, и ваше путешествие к центру земли становится великолепным сражением со своими страхами и переживаниями.

Так как Below создавался на пике популярности многочисленных симуляторов выживания, то и здесь жизнь персонажа зависит от температуры, наличия воды и еды. Запасы последних двух начинают очень быстро истощаться, стоит вам ступить на более глубокие уровни, где в каменных лабиринтах все реже встречается живительная влага, а еда становится настоящей роскошью. И часто вы погибаете не от опасных и достаточно глупых монстров, а именно от нехватки провианта.

Вас также постоянно будут убивать невидимые в темноте смертельные ловушки. А смерть в мире Below постоянна и жестока. Гибель персонажа означает повторение с самого начала новым героем уже пройденного маршрута, потерю всех припасов и волшебной лампы, которая открывает новые двери и помогает найти спрятанные секреты. Разработчики отмечают на карте место недавней смерти, а также расположение лампы. И если без части припасов еще можно прожить, надеясь на сундуки со случайным барахлом, то без лампы темные этапы станут вашей гробницей.

К счастью, в игре есть два решения, упрощающих жизнь. Во-первых, убивая монстров и собирая кристаллы, которые питают свет лампы, можно накопить достаточно энергии для того, чтобы зажечь волшебный костер, который позволит вам вернуться на открытый уровень один раз.

Во-вторых, в игре можно открывать шорткаты, которые позволят вам попасть на глубинные уровни максимально быстрым путем прямо из базового лагеря.

Кроме этого, у костра можно не только варить лечебные зелья и питательные супы из редиски и картошки, но и погружаться в сон. Он приведет вас в кладовку, где можно спрятать неприкосновенный запас, который пригодится следующему герою. 

Конечно, эти уступки лишь слегка подслащивают горькую пилюлю отчаяния. Часть уровней, вроде первичного хаба и промежуточных этапов с быстрыми точками перемещения, всегда постоянны, но вся остальная массивная структура не только скрыта плотным туманом и тьмой, но и каждый раз после гибели персонажа создается случайным образом. Иными словами, весь ваш прошлый опыт, за исключением понимания правил и механик мира, с каждым новым героем полностью обнуляется. Кубик может упасть так, что вы не встретите ни одного съедобного предмета и просто умрете от голода. Или узкие уровни будут просто переполнены ловушками и стаями злобных тварей. Поэтому вам каждый раз приходится принимать непростые решения. Махнуть рукой на голод и попробовать дотянуть до следующей точки возврата в хаб, используя лекарства, или скорее вернуться назад, чтобы умереть недалеко от лагеря и таким образом облегчить следующему герою сбор драгоценных запасов аптечек, факелов и лампы? Решать вам.

Крафтинг со своей стороны предлагает вам создавать силки для охоты на зверей и бомбы из черепов и пороха, разрушающие специальные камни и открывающие путь к неожиданным секретам. А факелы из веревок, углей и палок позволят вам исследовать темные залы, пока вы добираетесь до потерянного фонаря. А потом погибнуть и начать все с начала.

При этом Below приучает вас к своей жесткости медленно, напоминая аниме Made in Abyss. На первых этапах вас ждет беспечная эмбиент-музыка, фляги с водой, одежда и безобидные зверьки, из которых можно выбивать кристаллы — топливо для лампы. Но уже на пару уровней ниже среда становится агрессивнее, противники нападают чаще, а ловушки так и норовят нанизать вас острыми шипами. Еще несколько уровней вниз — и местность становится пустыннее — с грудами черепов, голодных гулей и бронированных колдунов. Затем среда вновь меняется — появляются гигантские големы, а к жажде и голоду добавляется лютый холод ледяных пещер. И вы, продолжая путешествие вниз, не знаете, что вас ждет за очередным поворотом и как изменится мир. Самое главное желание – это найти очередную срезку в базовый лагерь, чтобы в случае гибели не повторять уже пройденный путь. 

Below отличается не только суровостью по отношению к игроку, но и просто великолепной атмосферой, где звуки дождя сменяются шумом травы и завываниями ветра. Саундтрек от Джима Гатри великолепен. Звук, музыка и окружение здесь создают гармонию, которая выплескивается эмоциональными переживаниями, вроде восхищения и ужаса от гавани затонувших кораблей, при виде трансформирующихся стен и совершенно фантастических лабиринтов с непередаваемыми сюрпризами.

В шорохе песка вы можете не заметить ядовитую змею, которая подползла к вам из-за черепов, и потом наблюдать, как ваш герой тошнит зеленой жидкостью. Или, умирая от голода, встретить беззащитную лису и найти скоротечное спасение, терзающее вас угрызением совести. А найденная в сундуке пика позволит вам наловить рыбы, способной сделать достаточный запас супа для дальнейшего исследования.

Графика со своим вниманием к деталям и прекрасными источниками света вызывает исключительно положительные переживания. Правда персонаж все же часто слишком мелковат даже на телевизоре с диагональю 65 дюймов, а настроек камеры просто нет.

***

Below в чем-то неуловимом чарующе-гениальна. Это отличная игра не для всех с уникальной атмосферой, непередаваемыми эмоциями и устаревшей на пару лет идеей выживания, которая может отбить все желание исследовать свой удивительный и непредсказуемый мир. Впрочем, для кого-то это может стать дополнительным испытанием характера и силы воли. Если вы собираетесь погружаться в мир Below, то будьте готовы к постоянному отчаянию и моральному напряжению, которые можно преодолеть, контролируя эмоции и не забывая, что вам нужно быть готовым ко всему и заранее продумать все пути к отступлению.

Источник: gamemag.ru

Добавить комментарий