© Fotolia/ zinaidasopina112
МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Наталья Дембинская. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) активизирует работу по проверке цен в российских аэропортах. Не секрет, что для большинства воздушных гаваней, особенно если речь о столице и других крупных городах, проблема более чем актуальна. Хотя, скорее, это проблема авиапассажиров. Им, скованным границами воздушной гавани и расписанием рейсов, приходится втридорога покупать кофе с булочкой, не говоря уже о бутылке воды. Ростовский аэропорт установил рекорд по пассажиропотоку в 2016 году
Разобраться с ценообразованием в аэропортах пообещал глава ФАС Игорь Артемьев на заседании Совета Федерации. Этот вопрос подняли сенаторы, указав, что чай и вода в аэропортах стоят в несколько раз дороже, чем на железнодорожном транспорте. Он признал, что в последнее время ведомство, возможно «ослабило эту работу», но с удовольствием займется ей снова.
Попробуем разобраться, почему перекус в кафешке в Домодедово или во Внуково по цене сравним с ланчем в ресторане.Аэропорт «Кольцово» в новогодние каникулы увеличил пассажиропоток на 30%
В отраслевой ассоциации уверяют: они бы и рады снизить цены, но сами оказываются загнанными в угол из-за постоянного повышения арендных ставок. А работать в убыток никто не хочет.
«Будут летать больше – будут дешевле билеты, будут меньше цены. А для этого нужно снижать аэропортовые сборы», — считает Бухаров.
Недостаточная конкуренция
Артемьев напомнил: несколько лет назад ФАС уже проверяла заведения в российских аэрогаванях, и выявило, что несколько кафе там имеют доминирующее положение. Тогда, как отметил Артемьев, регулятор их только оштрафовал. Получается, виной всему недостаточная конкуренция?В Тюмени после реконструкции открылся аэропорт «Рощино»
«Многие аэропорты недавно реконструировались, в это вкладывались деньги. Авиационная деятельность – достаточно сложно окупаемая.
Поэтому инвесторы стараются задрать цены на дополнительные услуги насколько это возможно», — так видит ситуацию независимый транспортный аналитик Дмитрий Адамидов.
Впрочем, интерес ФАС к аэропортовым кафе, прежде всего к сетевикам, он считает вполне обоснованным.Кризис — время возможностей: как российский ритейл пережил 2016 годЭксперты указывают и на то, что весь аэропортовый ритейл, как правило, принадлежит тем же собственникам аэропорта. Они сами для себя устанавливают и арендные ставки, и ценовую политику. «То есть, по сути, там, все свои», — говорит Адамидов.
Защитники прав потребителей, впрочем, считют чепухой разговоры о низкой рентабельности авиационного бизнеса.
«Авиационный бизнес — это в первую очередь обслуживание пассажиропотока и отправка самолетов. За это аэропорты получают немалые деньги. И все это заложено в стоимость авиабилетов – аэропортовые сборы. А сдача помещения в аренду – совсем другая тема», — считает Егармин.
© Fotolia/ KathyЕда в аэропорту
Мыльная опера
Насколько оправдана инициатива ФАС, и кого здесь нужно трясти в первую очередь?
Про мнению Егармина, сначала нужно разобраться с жадностью аэропортов, но сделать это нелегко – уж больно непрозрачная там ситуация. «Кто-то владеет помещением, кто-то — операционным бизнесом, кто-то кому-то пересдал в субаренду. Это очень запутанные отношения, чтобы в итоге обосновать эти арендные платежи и положить их себе в карман», — поясняет эксперт.
В том, что инициатива ФАС не будет успешной, уверен и Адамидов. «Регулятор призовет арендаторов к порядку, и они снизят цену. Но те пойдут жаловаться и просить других послаблений», — отмечает он.
История эта, по мнению аналитиков, будет многосерийной, а вот финал непонятен. Как в сериале «Рабыня Изаура» — все смотрели, но никто не помнит, чем закончилось.
Источник: