Обнаженная ведьма, страшные тролли и олень на костылях — 10 самых эпатажных костюмов новосибирских актеров, при виде которых хочется пить корвалол и безудержно смеяться
На днях новосибирский театр «Старый дом» получил сразу две «Золотые маски»: постановку «Снегурочка. Лаборатория» признали самым удачным экспериментом сезона и отдельно отметили работу художника по костюмам. Хотя консервативного зрителя наряды в этом спектакле скорее шокируют, чем восхитят. И это далеко не единственный пример, когда новосибирские театры отходят от привычной одежды актеров в пользу авангарда. Наиболее смелые, странные и страшные костюмы — в материале НГС.АФИША.
Премьера спектакля «Снегурочка. Лаборатория» прошла весной 2016 года. Режиссер Галина Пьянова сделала из известного с детства сказочного сюжета дерзкую современную постановку. Вместо диалогов зрители получают набор звуков — начиная от музыкальных инструментов и заканчивая хрустом капусты. В финале главная героиня является в белоснежном кокошнике и платке, которые как будто вырезаны из бумажных салфеток.
А при первом взгляде на Снегурочку при ее появлении на сцене можно решить, что она бритая наголо. В компанию эксцентричной даме художник по костюмам Елена Турчанинова отправила царя Берендея в вызывающе красных носках, Леля с охапкой соломы на голове, а также откровенно гоповатых обывателей в шапках до бровей и серых снудах. Да, наряды не классические. Но в «Снегурочке» вообще мало что остается от классического театра.
«Красный факел» тоже умеет удивлять: небывалым костюмированным китчем стала его последняя премьера по пьесе Пьера Корнеля «Иллюзия» (состоялась 13 апреля). Уже на этапе подготовки афиши, ради которой Константина Телегина загримировали женщиной с синим лицом, стало понятно: чинно-благородной постановки зрителям не видать. Но это ведь комедия. Причем смешно в «Иллюзии» иногда становится просто оттого, что артист появляется на сцене во всем, так сказать, блеске.
Перед мартовской премьерой современного балета «Пер Гюнт» пресс-служба НОВАТа заранее предупредила слабонервных зрителей о страшных троллях. Их внешний вид действительно впечатляет, как и весь балет о похождениях скандинавского героя. Хореограф из Словении Эдвард Клюг предложил необычное прочтение пьесы Генрика Ибсена — на стыке танца и драмы. Отзывы зрителей в основном восторженные.
Одна из наиболее ярких музыкальных тем Эдварда Грига, повествующая о визите Пера к Горному королю, обставлена на сцене новосибирского театра с пещерным размахом. Но стоит отметить, что из зала как тролли, так и их принцесса выглядят не такими уж жуткими. Корвалол может понадобиться только самым чувствительным.
Кроме троллей интерес с точки зрения костюмов вызывает Олень — его можно назвать тотемом главного героя. В НОВАТе он появляется в виде мускулистого мужчины с рогами и с чем-то, сильно напоминающим костыли. Впрочем, виртуозно танцевать Оленю эти подпорки совсем не мешают.
Но вернемся в «Старый дом», где тоже рассказывают историю известного норвежского странника — и тоже не без эпатажа. Сразу же после премьеры в 2014 году постановка «Пер Гюнт» всколыхнула социальные сети. Зрители разделились на два лагеря: одни хвалили очевидно тяготеющую к Европе драматургию (режиссер — итальянец Антонио Лателла), другие совершенно не поняли появления на сцене абсолютно голого мужчины и Мефистофеля в трусах, одном сапоге и с клеткой на голове.
Обнаженной натурой, кстати, новосибирскую публику в театрах уже не удивишь. Оголение (или хотя бы его имитацию) позволяют себе многие артисты. Даже ведьма из мюзикла «Вий» в театре музыкальной комедии при всей своей магической силе не смогла обольстить мужчину, не снимая одежды. Кстати, «Вий» тоже претендовал на «Золотую маску» в 2015 году, но не получил ее.
Очень своеобразно выглядят костюмы и в спектакле «Старого дома» «Мамаша Кураж и ее дети». Историю о пронырливой женщине, которая научилась наживаться на войне, поместили в атмосферу циркового гротеска. Таким образом спорное, местами отталкивающее содержание пьесы Бертольда Брехта получило визуальное выражение.
Все описанные выше постановки вызывают много эмоций — видимо, потому что ломают привычные границы восприятия. Говорить об этом можно по-разному. Но, прежде чем восхищаться или осуждать, не помешает все-таки заглянуть в театр и своими глазами увидеть, для чего актеры порой наряжаются нелепо и пугающе и насколько это вписывается в общий тон спектакля.
Источник: