В подземном бункере открылась гигантская выставка
фотографий обнаженной натуры — одному из авторов эти фото стоили работы
В гигантском бетонном бункере под Красным проспектом развесили сотни фотографий обнаженных женщин. В лофте «Подземка» 14 апреля открылась выставка «Сибирь. Ню». Экспозиция большая и разнообразная — от томного гламура до неудобной физиологической правды, тут томно изгибаются под ласками инструментов «Фотошопа» — смешно насилуют овощи, показывают язык и душу, связывают и жгут. Подробности — в фоторепортаже НГС.АФИША.
Сотни фотографий развешаны по брутальным бетонным, размеченным граффити стенам «Подземки» — двухуровневого лофта, который уже почти как полгода работает в загадочном подземном сооружении под Красным проспектом за площадью Калинина…
…Помещение гигантское и смахивает на заброшенную станцию метро (хотя отношения к метро не имеет). Для выставки лофт разгородили полиэтиленовыми ширмами, к которым канцелярскими зажимами прикрепили фотографии.
Из новосибирских фотографов участвуют пятеро. Это Константин Ощепков — самый, кажется, известный в городе мэтр жанра с раздеванием, связыванием и огоньком; гламурные Эдуард Альт и Михаил Решетников; разложивший женские тела в многозначительных черно-белых пейзажах Эдуард Левен; а также Алексей Персиков, хулиганящий в духе Терри Ричардсона. Приглашенная звезда — новокузнецкий фотограф Николай Бахарев, снимавший обнаженных во всех смыслах (см. ниже) советских граждан еще при Брежневе, а теперь он известен ценителям фотографии во всем мире и упоминается в New York Times и New Yorker.
Константин Ощепков выставил фотографии разных лет и серий: обнаженные модели, сюрреалистически резвящиеся в руинах сталинской архитектуры, связанные девушки, девушки в огне и т.д. В понедельник (с 19:00) господин Ощепков проведет экскурсию по выставке и поделится историями из практики.
Нужно, кстати, отметить, что для репортажа мы выбрали фотографии поскромнее, — даже возрастное ограничение 18+ не позволяет показать многие работы на выставке.
Бродя по этому постапокалиптическому лабиринту, можно наткнуться на поп-артовские красочные интерьеры с яркими диванами и диско-шарами. В интерьерах развешаны иронические фотографии — про интимные отношения с разными овощами и фруктами, например. Или женщина, использующая деревянного человечка из ИКЕА таким же образом, каким великанша использовала Гулливера в полной версии книжки, которая по некоторому недоразумению считается детской.
И экспонаты, и сам антураж «Подземки» образуют прямо-таки рай для любителей селфи.
«Я раньше не сталкивался с подобным искусством, поэтому было очень интересно познакомиться с работами новосибирских мастеров, — комментирует посетитель выставки Алексей. — Если будут ребята читать — продолжайте в том же духе, очень здорово! Больше всего понравился — из того, что я уже увидел, — Эдуард Альт, перед которым я как раз и стою. Самое интересное и интригующее, на мой взгляд. Признаться, на выставки хожу нечасто, потому что не так уж часто у нас есть куда пойти, поэтому очень рад, что появилась «Подземка». Очень мне нравится это пространство, наконец-то к нам пришла андеграундная культура, как в Екатеринбурге».
Граффити рядом с залом Эдуарда Альта выглядит как слоган выставки.
Новосибирские фотографы на выставке все довольно гламурны, но это с лихвой уравновешивает в одиночку Николай Бахарев, легендарный автор, которого знают далеко за пределами России. На расположенном на втором этаже «Подземки» полиэтиленовом загончике с фотографиями Бахарева — ограничение 21+. Они действительно способны смутить больше, чем остальное, потому что на них — вопиюще живые люди, в то время как гладкие телесные пейзажи традиционной эротической фотографии вообще как-то мало сопоставимы с человеческим сексуальным опытом.
Бахарев ухитрялся в 1970–1980-е снимать новаторские и откровенные фотографии, работая при этом в новокузнецкой службе быта фотографом, который «обслуживает население на пляже» и выезжает на дом, чтобы сфотографировать клиента на фоне ковра. Но на фотографиях Бахарева благопристойный советский быт внезапно и необратимо деконструируется, как советский язык в прозе Сорокина, — когда фотографируемые начинают раздеваться и кувыркаться. Во второй день работы выставки господин Бахарев проводил мастер-класс, творческую встречу или что-то в этом роде.
«Обнажение тут — не ради желания обнажить, а ради желания получить портрет, — объясняет фотограф. — Я не нашел другого способа, как убрать тормоза, добраться до человека, кроме как через обнажение».
Примечательно, кстати, что жанр ню по-новосибирски — это практически всегда мужской взгляд на женщину, без вариантов. Если бы инопланетяне исследовали сексуальную жизнь землян по новосибирским сообществам и выставкам фотографии ню, они решили бы, что земной самец состоит из штатива, вспышки и объектива.
Люди на фотографиях, подчеркивает Бахарев, делают то, что хотят, сами предлагают позы и сюжеты, а он только поправляет их с учетом того, как это будет смотреться на плоском изображении. Новосибирский именитый фотограф Евгений Иванов, комментируя работы Бахарева, отмечает, что «кроме физиологии в них есть еще и попытка прорваться к душевным переживаниям человека» и напоминает, что эти душевные переживания тоже, как ни крути, часто связаны с интимной жизнью,
«а в провинциальной жизни в ее худшем виде — когда серо, уныло, беспросветно, — вся жизнь людей крутится именно вокруг секса, именно он дает им силы жить».
Посетители мастер-класса смотрят фотографии из портфеля Бахарева.
Некоторые слайды Николай Бахарев пролистывает быстрее («Это неинтересно, это не я выбирал, это этюды, постановка, типажи», «Это многим нравится, а если многим нравится, значит, это китч»)…
…«А вот это сделано абсолютно по канонам живописи», — комментирует автор и рассказывает, как пытался убедить свое руководство, что обнаженная натура, которую писали многие великие художники, «должна быть в прейскуранте службы быта», но после этого «через четыре месяца меня уволили за недоверие — был такой термин».
Соратников по выставке Николай Бахарев комментирует довольно скептически: «На всех фото тут есть открытость, но нет откровенности. Проблема в том, чтобы обнажить внутреннее, а просто обнажить тело — это несложно… Я сталкивался с вашими так называемыми фотохудожниками. Они говорят, что создают фото. Но фото создает фотоаппарат. У него объектив, который смотрит не как наш глаз. У него плоская картинка. И вот когда понимаешь, что тут ничего от тебя не зависит, начинаешь искать выход, начинаешь искать, как обмануть программу в фотоаппарате и сделать что-то свое. Я нашел его в случайности, которую предлагают заказчики… Если вы научитесь не морализаторствовать и не отворачиваться, а фиксировать что предлагают, — что-то получится».
Работа Михаила Решетникова.
Выставка работает по адресу Красный проспект, 161 до 23 апреля, с 16:00 до 22:00. Вход — 300 руб. (по репосту «ВКонтакте» — 250 руб.).
Источник: