Машины времени

Репортаж с первой экскурсии на ретро-машинах, которые стоили 60 зарплат и возили космонавтов, — корреспондент НГС.АФИША прокатилась на шикарных авто и
узнала, где тусовались стиляги и на кого равнялись красотки 50-х

Передвигаться по весеннему Новосибирску пешком в красивом платье и модельных сапожках не так-то просто — есть риск утонуть в грязи или поскользнуться. Кажется, что за последние 60 лет мало что изменилось, однако в середине прошлого века в некоторых районах дорог не существовало вовсе — вместо них были деревянные тротуары или картофельные поля. Там же, где дороги были, богачи 50-х катались на представительских автомобилях вроде «Чайки». Сегодня можно почувствовать себя на их месте: Музей Новосибирска запустил экскурсию на ретро-автомобилях. Корреспондент НГС.АФИША оценила комфортность машин и узнала, как жил город, когда по «бродвею» гуляли стиляги, а модницы носили шапочки-менингитки. 

Экскурсия в мир 50-х началась от здания музея на Советской, 24. Напротив крыльца репортеров уже ждали два сверкающих автомобиля — бордовый ЗИМ (ГАЗ-12) 1954 года (на фото) и белая «Чайка» (ГАЗ-13) 1970 года выпуска. О главных героях экскурсии стоит рассказать отдельно.

ЗИМ — машина представительского класса, на которой ездили чиновники не самого высокого ранга: заместители министра, секретари обкома и им подобные. Выпускал ее в 1949–1959 годах Горьковский автозавод (бывший Завод имени Молотова — отсюда и название), всего произвели 21,5 тыс. экземпляров. 

ЗИМ имел право купить любой гражданин, правда, стоимость автомобиля была неимоверно высокой — 40 тыс. руб. (рабочий в 1950 году зарабатывал около 600 руб.). До 100 км/ч машина разгонялась за 37 секунд и могла набрать скорость до 120 км/ч. В салоне ЗИМа, спроектированного по мотивам американских машин того времени, были трехдиапазонный приемник, часы с недельным заводом, электроприкуриватель, пепельница и лампочки-индикаторы (ручного тормоза и повышения температуры воды в системе охлаждения). Такие машины часто использовали в качестве такси и карет «скорой помощи» — пациента грузили в автомобиль прямо через багажник. 

«Чайка» — авто еще более высокого класса. Дизайнер Лев Еремеев придумал машину в начале 1950-х, и ее выпустили ограниченной серией 3 тыс. экземпляров на том же заводе. Она разгоняется до 100 км/ч за 20 секунд, максимальная скорость — 160 км/ч. В советские годы «Чайка» не имела установленной розничной цены, так как не была товаром народного потребления — на ней ездили в основном представители высшей номенклатуры. Сегодня коллекционеры говорят, что даже не на ходу «Чайки» могут стоить от 3 млн руб.  

Разделившись на две группы, экскурсанты расселись по шикарным салонам представительских авто. Маршрут прогулки: вокзал – пл. Ленина – тихий центр – набережная. В каждой машине экскурсовод рассказывает об истории города, то и дело обращаясь к эпохе 50-х, откуда родом автомобили.  

Для первой части путешествия корреспондент НГС.АФИША выбрала белоснежную «Чайку». Сегодня в салоне 6 пассажирских мест, но изначально сиденье водителя раскладывалось, и чиновник мог прилечь. Машина не избежала тюнинга, однако советский дух сохранился: кожаные сиденья мягкие и удобные, приборная панель сверкает хромом, а в центре руля — олень с эмблемы ГАЗа.

Для своего времени «Чайка» была новаторским автомобилем: в ней впервые появились гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозов и четырехкамерный карбюратор. Усилитель руля и электроподъемники стекол в этой машине родные, подчеркнул водитель Станислав. Обычно «Чайку» делали в черном цвете, но встречались и белые, как на экскурсии, — такую подарили, к примеру, первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. А в 1977 году Брежнев распорядился сменить износившийся ЗИМ патриарха Московского и всея Руси Пимена на новенькую «Чайку».

«В 50-х люди начали приходить в себя после военных лет, чувствовалась свобода и защищенность. В эти годы в стране был подъем, полетел первый советский космический спутник, золотое покрытие которого сделали на Новосибирском аффинажном заводе», — начала свою экскурсию гид Мария Тонких. Она отметила, что в то десятилетие в Новосибирске проживало всего 650 тыс. человек — миллионный житель родился только в 1962 году, за что получил квартиру.

Пока «Чайка» петляла по тихому центру, то и дело притормаживая на узких переездах, Тонких выдавала пассажирам интересные факты из прошлого, не ограничиваясь серединой ХХ века. Так, девушка отметила, что на месте Первомайского сквера когда-то был рынок по продаже коров, а здание ресторана La Maison, по легенде, купец Захарий Крюков построил для своей любовницы — актрисы Полины Томашевской. Мужчина ушел к ней от жены, с которой у него не было детей, однако счастье было недолгим — в 1908 году Томашевская скончалась от чахотки. Через несколько лет в этом доме открыли кинотеатр. 

Возвращаясь к 1950-м, гиды вспомнили о стилягах. По словам второго экскурсовода, Любови Писаревой, свидетельства очевидцев по этому поводу разнятся. Кто-то говорит, что западная мода до Сибири так и не дошла, кто-то утверждает: стилягами называли тех, кто просто ходил в светлом. Но есть и более детальные воспоминания, согласно которым в Новосибирске был свой «бродвей» (от кинотеатра им. Маяковского до автовокзала) — там наряженные молодые люди гуляли после заводских смен. А возле Института водного транспорта, по воспоминаниям очевидцев, проходили разборки стиляг с рабочей молодежью.

В то время начали слушать джаз и увлеклись модой — эталоном можно было считать образ Людмилы Гурченко в платье от «Шанель» из «Карнавальной ночи». Слова и образы того времени — шапочка-менингитка, пыльник (плащ), радиола, этажерка, балетка (сумочка), ридикюль, гомонок (кошелек), манка (сапоги на вспененной резине). 

Что касается дорог, то в 1950-е их было не так много. Октябрьский мост открыли только в 1955 году, и сначала на левом берегу он упирался в картофельное поле — только спустя несколько лет там проложили проспект Маркса. На Коммунистической в те времена были еще деревянные тротуары, рассказывает Любовь Писарева. В 1958 году появился троллейбус, который ходил от автовокзала до Кировского района, — кондукторы там работали в валенках, так как машина не отапливалась. 

В эти же годы появились газета «Вечерний Новосибирск» и первое телевидение — передачи транслировали 2 часа в день, и лишь сотня людей могла позволить себе телевизор. А еще в 50-е в городе начали делать лимонад — из Ленинграда в Новосибирск привезли инновационное сусло.

Водитель ЗИМа Павел рассказал, что в середине прошлого века на советских авто стали появляться автоматические коробки передач. «»Автоматы» ставили в 1958 году на первую серию «Волги»: они не прижились из-за плохих масел и отсутствия ремонта, но прототип «автомата» уже стоял в ЗИМах», — рассказал мужчина. 

Музей Новосибирска организовал экскурсию вместе с мастерской «Ретро 54», где занимаются реставрацией старых автомобилей. В завершение прогулки журналистам показали, как возрождают раритет: в мастерской группу встретил громадный «Бьюик», в который корреспондент НГС.АФИША могла бы войти не наклоняясь. К сожалению, в основной программе экскурсии заезд в гараж не предусмотрен. 

Обратный путь корреспондент НГС.АФИША проделала уже на переднем сиденье ЗИМа — машина едет мягко и величественно (сейчас у нее японский мотор), а оглушительный клаксон только радует водителей на дорогах. 

Расписания у новой экскурсии пока нет — график формируется индивидуально. Часовая прогулка для группы на «Чайке» стоит 6400 руб., на ЗИМе — 6100 руб. С мая к проекту присоединятся еще две эффектные машины — «Победа» и 21-я «Волга».  

Источник: news.ngs.ru

Добавить комментарий