История самого известного уличного музыканта Новосибирска
— он начал играть из-за проблем со здоровьем и от стыда прятался за темными
очками, а теперь поет для иностранцев и снимается в кино
Каждый, кто хоть изредка бывает в центре, знает «дедушку с баяном», который каждый день играет «Катюшу», «Подмосковные вечера» и другую советскую классику. Летом его можно встретить на ул. Ленина или в Первомайском сквере, зимой — в переходе ближайшей станции метро. НГС.АФИША решила: пора узнать про самого народного баяниста Новосибирска больше — и поговорила с «дедушкой» о том, почему он начал играть для всех, какие песни поют с ним подростки и китайские туристы и как музыкант недавно снялся в кино.
Тем, кто задержался послушать, музыкант неизменно представляется в паузе: «Перед вами выступал баянист-профессионал Веретенников Владимир Андреевич: 5 лет музыкальной школы, 4 года музучилища, 5 лет консерватории и более 50 лет практики». Многие, впрочем, его и так уже знают — люди то и дело останавливаются поздороваться или обменяться добрыми пожеланиями. Еще о себе Владимир Веретенников рассказывает: «Вашему покорному слуге исполнилось 2 раза по 35 плюс еще один год (а день рождения у меня 8 мая, почти в День Победы)».
Кем вы работали раньше?
Работал концертмейстером, преподавателем, руководителем художественной самодеятельности, летом — в пионерских лагерях, долгие годы — в ДК [имени] Кирова.
Как начали играть на улице и в метро?
К сожалению, пятый год уже я на инвалидности. Врачебная комиссия сказала, что надо постоянно тренировать локоть, чтобы не замкнуло сустав. Поэтому я прихожу сюда играть, — и так помогаю себе и даю людям возможность послушать нашу русскую классику, наш русский баян. Я прихожу сюда не зарабатывать и денег не прошу, а то, что люди копеечку кладут — так это они благодарят, и им спасибо.
А трудно было решиться выйти играть на улице первый раз?
Я когда первый раз вышел, надел очки темные, чтобы не узнали.
С семьей тоже заранее не обсуждал этот план. Не хотел, чтобы дети удивлялись: «Папа! Ты же профессионал!». Конечно, было стыдно: как это я, профессионал, буду играть на улице? Но мне нужно было играть — и я вышел. Знакомые подходили и спрашивали, почему я в очках, — в итоге убедили не прятаться.
Когда я начал эту культуру нести в массы, почувствовал себя сильно лучше. И поэтому, пока буду живой, буду продолжать ее нести для людей нашего города и прекрасной России-матушки.
Люди подходят, говорят, что благодаря мне им весь день лучше работается — выполняют два плана вместо одного! А однажды вот так же познакомились с прохожим — и меня пригласили сыграть в полнометражном фильме новосибирского режиссера Антона Гребенщикова «Правнуки». Там фабула такая: в Волгограде экскаватор ковшом достает каску воина, погибшего в Сталинградской битве, начинают узнавать, кто это был, и оказывается, что он был из Новосибирска… Посмотрите, фильм есть в интернете.
Какие песни из тех, что вы играете, ваши любимые?
«День Победы», «Темная ночь». Это не что-то высосанное из пальца, это выстраданное войной, то, что трогает душу. Еще «Катюша», «Эх, дороги», «Смуглянка».
А на что прохожие больше всего реагируют?
В последнее время играю песню «Я люблю тебя, жизнь» — многие люди останавливаются и слушают. Вот, кстати, грустный факт: летом в Первомайском сквере я играл «Катюшу» — группа немецких туристов подошла и запела.
А наша молодежь часто не знает слов «Катюши». Это прискорбно.
Вы играете по расписанию?
От метрополитена я получил официальное разрешение играть с 10:00 до 15:00 — так обычно и играю. Иногда отдыхаю, когда какие-то мероприятия дома. Например, недавно был день рождения внучки — 19 лет! — и доченьки моей старшей. У меня дочь, и у нее две девочки, и сын — у него два мальчишки.
А недавно я, например, уезжал в санаторий «Обские зори» в районе Мочище — и нашел его великолепным. Поэтому две недели тут не появлялся.
Что нового вы узнали о людях, начав играть на улице?
Я и до этого знал, что люди у нас добродушные. Есть, конечно, и не очень… Вот, например, как-то подходит мужчина и с напором так говорит: «Тебе что, денег не хватает? Ты пенсию получаешь!». А я отвечаю: мне-то хватает, я не за деньгами сюда прихожу. Но и не отказываюсь от копеечки, если люди благодарят, потому что пенсия у меня не депутатская.
Секретов тут у меня нет: я не зарабатываю себе на «Мерседес», максимум — на молоко с булочкой.
А еще про людей: месяца три назад я играл «Журавлей» Френкеля и женщина с ребенком остановились послушать. На следующий день приходят опять, и она говорит, что мальчик сам нашел и выучил слова песни. Это настолько трогает! Ребенку еще и семи лет нет, он в школу не ходит, а запомнил! Я рассказал жене — она чуть не заплакала.
Нет, не потерянное поколение у нас. Основная масса молодежи у нас правильная. Подходят девочки — и спрашивают: «Можно мы с вами попоем «Катюшу»?». И также подходит и мужчина намного старше меня: «Можно я с вами попою?». Я отвечаю: «Не можно, а нужно!». И также подходят китайцы, англичане, испанцы — и китайцы просят «Катюшу»!
Вы играете советскую классику, а что-то из зарубежной музыки вам нравится?
А вот еще иногда подходит молодежь и с издевкой просит: «Сыграй «Руки вверх»!». А я отвечаю: «Ни «руки вверх», ни «ноги вниз» я не играю — я играю русскую классику». Но не обижаюсь: понимаю, что люди идут из кафе подшофе…
А в зарубежной музыке есть много хорошего. Вот у англичан была группа «Битлз» прекрасная, и я слушал ее с удовольствием. Мишель Легран мне очень нравится, Поль Мориа. Из классики особенно люблю Бетховена, Шопена, Мусоргского.
А вы не хотите включить что-нибудь из «Битлз» в репертуар?
Но ведь это же не для баяна. Все, конечно, возможно, можно и гитару пригласить стоять рядом, но у меня такой цели нет. Меня люди спрашивают, не хочу ли я сыграть вот то или это, не хочу ли я им преподавать. Но нет: я отдал долг Родине сполна и играю только то, что умею и могу. Что-то уже физически не могу: например, раньше я играл увертюру к «Детям капитана Гранта» Дунаевского, а сейчас уже не получается. Тем не менее я не сдавался и не сдаюсь.
Источник: