Отвалите от Шубенкова. Он все делает правильно
Юрий Дудь – о том, нужно ли становиться нейтральным спортсменом.
Не думал, что застану это время, но увернуться не удалось. Время, когда люди, учившие тебя чему-то, начинают вести себя так, что в голове загорается великое финское слово «myötähäpeä» – что-то делают они, а стыдно мне.
На прошлой неделе я записывал интервью с одним из учителей – вы его хорошо любите и хорошо ненавидите. За полтора часа он:
– настаивал: в России свобода слова
– убеждал: все те, кто ругают власть, ругают ее, потому что хотят к кормушке, а их не пускают
– произнес: «Режим Сталина был весь основан на европейских ценностях»
– произнес: «В Госдуме принимаются прогрессивные законы. Какие? Не могу сказать»
– упомянул мальчиков из фейсбука, «которые напоминают телят и не знают никакого оружия, кроме кнопок этого компьютера»
Разговор был очень сочным и очень маскулинным.
Через 5 часов после интервью учитель позвонил и сказал, что разговор вызывает у него сильную тревогу.
Еще через 5 часов он позвонил и стал просить – примерно в 146 раз менее маскулинно – чтобы это интервью не выходило вовсе. Я нажал на курок своего единственного орудия – клавишу этого компьютера – и удалил расшифровку. Куда за 10 часов делась вся сила и огонь, я уточнять не стал.
Вчера я наткнулся на текст другого человека, который меня многому научил и привязал к себе исключительно добрыми воспоминаниями. Свою полноценную работу во взрослых медиа я начинал в «Известиях» – когда их еще не страшно было держать в руках. Олег Шамонаев был сначала просто коллегой, потом – руководителем. Он учил тоньше реагировать на новостные поводы, четче обрабатывать вал информации, конкретнее делать интервью. Он был старше и строже, но это не мешало теплым отношениям: когда он перебирался на новую квартиру, я приезжал помогать не как коллега, а как приятель (помню, я таскал вещи в таких антуражных спортиках, что соседка Олега очень смешно приняла меня за гастарбайтера из Молдовы).
В общем, Олег был хорош. Он слишком часто переживал из-за мелочей, слишком часто повторял фразу «Это полный п###ц», но всегда был в полном порядке.
Сейчас произнести последнее предложение мне несколько сложнее. В течение месяца я наткнулся на два текста Олега в «Спорт-Экспрессе» – он там работает последние несколько лет – и просто о###л.
Первый текст – «Чего добивается Родченков»? Просто несколько фраз оттуда:
«Григорий Михайлович Родченков – предатель, которого будут помнить долго».
«По тяжести ущерба, нанесенного своей родине, и по количеству сломанных судеб соотечественников экс-глава Московской антидопинговой лаборатории стремительно приближается к самым гнусным перебежчикам времен Великой Отечественной».
«У всех Иуд в истории были весомые оправдания своих деяний».
«На мой взгляд, феномен предательства этого ученого нуждается в дополнительном осмыслении».
«Перебежчикам»! «Времен Великой Отечественной»!!
Родченков, конечно, негодяй. Но чтобы говорить об этом, необязательно летать на машине времени на советское партсобрание – за их лексикой, манерами и жаром.
Что я понял из текста: Родченков кормил всех допингом самостоятельно, Министерство спорта ни при чем (фамилия Мутко в тексте не встречается ни разу). Ну разве что замминистра Юрия Нагорных немного пожурили – ай-ай-ай, не пресек порочную практику подчиненного.
Что я увидел в «Спорт-Экспрессе» в тот же день: новость о том, что Минспорта вручил «Спорт-Экспрессу» премию «Спортивный Парнас», руководство газеты улыбается на фото, премия – 500 тысяч рублей. Знаю: совпадение. Но, пацаны, поздравляю от души!
Вчера я прочитал новый текст Олега – про самую актуальную тему недели. Сергей Шубенков, лучший спринтер мира после Усэйна Болта, решил выступать как нейтральный спортсмен. Снова пара цитат из текста:
«Возможность стартовать в статусе независимого спортсмена, которую обещала предоставить некоторым россиянам Международная федерация легкой атлетики, грозит расколоть наш многострадальный спорт еще по одному признаку – патриотическому».
«Однако в процедуре лишения возможности представлять собственную родину есть что-то глубинно-унизительное. Это как гражданская казнь – публичное преломление шпаги над головой в знак лишения «дворянского достоинства».
«Если бы Шубенков принес карьеру в жертву своей стране – это было бы достойно уважения».
«Казнь»! «Гражданская казнь»!!
Я говорил с Олегом, он утверждает, что в его текстах есть изрядная доля троллинга. Но я – и не только я – этого троллинга не заметил, значит есть большие сомнения, что он удался.
Мои мысли про Шубенкова:
1. Если выступление в качестве нейтрального спортсмена, позволит Сергею Шубенкову – самому быстрому белому человеку планеты – вернуться в спорт, это обязательно надо делать. Вокруг будет много вони, в Госдуме соберут специальное заседание и предложат пару новых законопроектов, на Гостелерадио бабахнут парой страшных эфиров, но на это не надо обращать никакого внимания.
2. Флаги рядом с фамилией спортсмена в индивидуальных видах спорта – уже давно, скорее, эмоциональная история, а вселенское – в том числе государственное – внимание к медальному зачету во время Олимпиад и чемпионатов мира – просто глупость (Sports.ru объяснял это задолго до того, как это стали делать более или менее все).
3. Шубенкова, как и полагается, тычут словом «патриотизм». Позволю себе пару абзацев очевидного и пафосного.
Настоящий, не первоканальный патриотизм – это когда ты выполняешь свою работу настолько хорошо, что это делает лучше жизнь не только твою, но и окружающих – хоть единиц, хоть миллионов. Когда ты врач, и твои пациенты не ползут на рентген, а добираются туда так, как и положено живым людям. Когда ты полицейский, и камера твоего отделения полна настоящими преступниками, а не фейковыми. Когда ты руководитель госкорпорации, и она показывает прибыль, а не пожирает конкурентов и все равно падает. Когда ты бизнесмен и богатеешь благодаря своей изобретательности, реакции и труду, а не доброй воле старого знакомого по бадминтонной секции. Когда ты журналист и делишься тем, что действительно узнал или что действительно думаешь, а не тем, что попросили тебя передать сверху. Когда ты спортсмен и бьешься с лучшими из лучших, а не тухнешь на Спартакиаде народов неСССР.
В течение последних нескольких веков написаны целые библиотеки про то, когда, ну когда же жизнь на Руси станет классной. Я не писатель, я парень простой и думаю так: когда все будут делать свою работу офигительно, офигительной станет и жизнь. Сергей Шубенков, насколько я вижу, стремится именно к этому. Работать по профессии, которую – так вышло – у него в стране запретили.
4. За неучастие на Олимпиаде государство выплатило Шубенкову 4 млн рублей. Это очень странное решение, которое пока только Елена Исинбаева отыграла очень классным финтом – построила на них детскую площадку в городе Волжский. Шубенков младше Исинбаевой почти на 10 лет, он не успел столько заработать, но самый честный вариант: если уходишь, от этих денег отказываешься. Почему отказываешься – я в общих чертах объяснял здесь.
Но есть и альтернативный: на эти 4 млн Шубенков готовится к чемпионату мира в Лондоне, убегает ото всех к золоту, прокачивает свои контракты с частными спонсорами и возвращает эти 4 млн – хоть детской площадкой, хоть новым МРТ-аппаратом в барнаульскую больницу. 4 млн становятся беспроцентным кредитом от государства, а Сергей Шубенков – моим безоговорочным кумиром.
5. Одно из моих главных впечатлений от легкой атлетики случилось в 2015 году: жаркий август, Пекин, финал чемпионата мира в беге на 110 метров с барьерами. Шубенков увяз на старте, уже прилично проигрывал лидеру, но где-то в районе четвертого барьера его пятки засверкали молниями и унесли его вперед так далеко, что финишировал он с отрывом в полтора корпуса. Другие виды спорта редко заставляют меня кричать так же сильно, как футбольные радости. Но именно тогда я орал на весь офис и делился счастьем со всеми, кем мог. Самый быстрый человек мира – из моей страны! Самый быстрый человек мира – в цветах моего флага! Самый быстрый человек – с надписью Russia на груди!
Сергей, на случай если вам это важно: когда в августе-2017 костюм будет бесцветным, а вместо Russia будет пустота, для меня ничего не изменится. Мои ожидания, надежды и радость будут такими же, как и тогда.
Фото: РИА Новости/Андрей Стенин, Виталий Белоусов
Источник: